Записки на гитарном грифе или Чем дышат живые терриконы

Бумага, пиво и эти, как их там... ну, короче, яркие такие проблески картинок, звуков, запахов и прикосновений.... ммм... воспоминания. Напишу-ка я по горячим следам памяти о "Живых терриконах-3", - решил я, сел и... заснул. А потом проснулся и начал писать. Ночь на дворе, жара в кармане и рот на замке. Было дело... не... В Горловке на отвале ртутного... тоже шото не то. Донбасс - славный трудовой край... и мы гордимся...ммм... кучкой испорченной заштампованной бумаги. Все не то, не так и не в такт. Пойду - поставлю чаю, сёрбну с каемочки золотистой и напишу как душа лежит писать. И вот чего вышло-то из-под троепальция ручки.

фото Music.poltava.ua
фото Music.poltava.ua

... У нас в деревне то же были хиппаны. 

 

Начиналось все жарко, пивно и кучковито. В далеком городе не удавшейся столице некогда Сталинской области собрались из восьми разных весей и градов народ чесной и волосатый. Знакомые знакомых, друзья знакомых знакомых и товарищи друзей знакомых знакомых в доме, который постро... У единственного в мире памятника конкретному рабочему человеку. Причем собрались как-то так интересно - по кучкам. Пиво было везде, но готообразный народ себе, просто слушатели тоже себе, исполнители с "джековой компанией" опять же ж себе. Но собрались весело дружно, удало и уже в приподнятом настроении. Сделаем маленькое отступлением и скажем, что народ собрался на концерт. За несколько минут должен был отправляться передвижной раритет львовского автобусного производства, и это как-то сплотило волосатый люд в едином порыве толчеи возле ступенчатых раздвижных врат. Между прочим, среди неформального народца можно было заметить как поэтическую тусовку, так и людей явно далеких от творчества, то есть приехавших попить пиво. Утромбовались, заархивировались, оконсервились, передали за проезд, посадили барышень на коленки и тронулись... кто чем, а мы в путь. В общем-то люки были открыты... и, кстати, окна тоже, а товарисч водитель... "гони, Валентина гони, у тебя кайф, а не машина -гони". За окном - пейзажи красоты неимоверной: терриконы, заводы, брошенные дома, асфальт плавиться и на улица срач... одним словом "Родина". Народу пофиг. Народ знакомиться. В тесноте, да не в прискорбии. Настроение росло... пиво испарялось... из люков дуло. За окном появилась природа, зелень, посадка и огромные трубы. "Вылазим", - голос провожатого от лобового стекла и мы вылезли... ... "Неужели столько влезло в автобус?", - чей-то удивленный глас рядышком. Оглянулся - да, змейка контркультурная поражала своею оттянотостью. Незакольчуженным взором было видно, шо народ оттягивается по-полной. Фотографировались, водичку пили и разговоры разводили. А впереди был отвал... отвал ртутного карьера. Оный же и сам неподалеку разевал свою земляную варежку. Начался подъем. Хвала Джа, что на мне были кроссовообразные шузы, не то... прощай ноги. Сыпеться, скользит, пыль столбом, а за спиной - красотища пейзажная. Первый уровень прошли, а дальше по веревочке по склону вновь вверх – до деревца. Замечу и отступлю от своего описания – когда позже я увидел на концерте человека с велосипедом, то подумал: маунтенбайкеры живы и в глубинке. Залезли, отдышались и осмотрелись.

 

Сидя на красивом холме, я часто вижу сны....

 

Ага. Сцена. Взорам открылась сцена. Постройка данная поразила не столь зашибиськонструкциейшонафиг, неееее... Просто четыре стройных (помоему березопроизводных) столбика с перекладинами, на центрайной висит лампочка, на задних флаги: птичий черно-белый "Творческий фронт "Чевенгур" и желто-черный "Живые терриконы". Позади сцены - огромные глыбы породы, оформленные сюрреалистикой "Асфальта". 

 

Для людей привыкших к вау-сценам может и не фейерверк, а как на мой взгляд офигеть оригинально. Скромно, в тему и без рок-ептыть-пафоса. Ребята молодцы постарались. Три комбика, небольшой звуковой пульт, переносной генератор и два микрофона - основной и на фон. Опять же, неподалеку - палатки организаторов, дрова на ночь и вроде даже место для мусора было (в чем я не так уж и уверен). Народ, взобравшись, вновь разкучкавался и стал ждать... Что Джа пошлет, того и ожидал. Настраивалась аппаратура, дожидались местного населения, что своими двумя добиралось до места сбора, рассматривали природы, а в это время в стане организаторов... ... организаторов было несколько, но главного виновника и учредителя товарища Дмитрия, что в народе именуется "Напильником", след не то, чтобы простыл, следа собственно и не было, да и не ожидалось. Но дух его незримо витал над тусовкой, сценой и головами музыкантов. Не приехал... а жаль. Если говорить еще о разочарованиях, то "Ощупь" так же не ожидалась. Это повергло в смуту многие творческие умы страждущих живой музыки. Распределялся порядок выступающих, выяснялось кто будет, был и кто они вообще собственно такие? По тарелкам и иным емкостям размещались для музицирующего контингента съестные и перебродившие продукты и напитки. Дело шло ударно и весело. Кто-то стеснялся выступать первым, кто-то рвался в бой, а кто-то и вовсе затерялся среди отвальных красот и горизонтов. Дело было днем, делать было есть чего. В тусовку незримо пробирались представители журналисткой братии, выспрашивая, выискивая и пописывая в свои загадочные блокнотики кой-чего компрометирующего... Жара плыла над фестивальной поляной и, по словам организаторов, должна была спасть где-то часам к пяти. Над сценой медленно, но верно образовывался тенёк...

 

Ой, то не вечер, то не вечер...

 

Теневая сторона дня спустилась на фестивальное урочище и под почти громогласный призыв двух ведущих "народ начинаем, товарищи подходим ближе" фестиваль открылся. В третий раз "Живые терриконы" стряхнули дрему молчания и открыли северо-восточный, а по сути всевосточноукраинский, творческий фронт, под грифом "Чевенгур". Вступительное слово, речи благодарности, слезы радости, пивные "ики" и трансцендентальные сдвиги точки сборки (фу, короче, меня занесло...), - одним словом просто начало концерта. Первыми выступили гости фестиваля - краматорская группа-проект-творческая лаборатория "Срамшталь". Как можно догадаться публика восприняла такое название с энтузиазмом и рвением. Заинтересовались и стоя выслушали выступающих. Андрей Шталь и Екатерина Карпенко - дуэт выступающий год, представляли север Донбасса и отыграли так сказать в оригинальной манере. О плюсах: меняющиеся маски, монотеатрализация, простота одной гитары и приятный женский голос. В общем, на этом приятности закончились. Что о музыке и текстах, то особо нового люди пока (надеемся на это слово) не придумали: Градско-бардовость, неформальная неудовлетворенность поганой потребительской жизнью и простой до банальности словарный стеб. Особо порадовала песенка "йухан", что в противоположной проекции прочтения представляет собой мелочность фрейдизма по отношению к миру. Слушать в живом "Срамшталь" особой радости не представило (в частности мужской вокал), но фантазия подсказывает, что людям стоит поработать сначала со звукозаписью и звуком. Потенциал есть и это несомненно. Народ немного загрустил, особенно готы пришедшие послушать величие неодекаданской поэзии. А тут получился хипповско-бардовский облом. Не повезло людям. Поэтому народец немного подраспустился к последней песне "срамшталевцев". В народе откупоривались запасы пива, солнышко засыпало под гитарные аккорды.

 

Нарисуй немного неба...

 

Салкин. Салим. Он же - Салим Салкин, личность анархо-веселой натуры и вокалист группы "День триффидов". За семь с половиной минут до выступления оную личность можно было наблюдать возле Жели с вопросом в честных и панковских глазах: “ты меня понимаешь”? А кто ж его не поймет – приютили, обогрели, одолжили. И вот Салкин стоит у микрофона – настроенный, задумчивый и даже с гитарой. Салим откровенно удивил. Вот думаешь "щаз он порвет зал", "щаз вдарит по струнам" и понесется... эх, мать моя целинная!... зажигательный панк-ритм. Но славянская салкиновская душа сёдня требовала чего-то лирического и акустика заплакала. Оказывается к этому человеку-динамиту нужен свой напильник-детонатор. Откровенно от всей души с максимальным лирическим посылом в зал, Салкин выложился мягко и душевно. Это-то и понравилось. Порой голос не всегда и не везде был слышен, но это быстро уладили звукорежиссер прооперировав технику и откостоправив рычажки. Птица песни распахнула крылья и полетела. Но все-таки как по мне, то Салкин именно с таким настроем должен был бы выступать ближе к концу, когда именно этого и требуют слушательские размякшие уши. Ну да ладно, абстрагируюсь от планов и конструктивности, Салим спел то, что хотел он, а не того, чего от него ждали. И вот это то и было хорошо. А что ж пиплс? Пиплс, что пришли на разрыв-сейшн отошли попить пива, а те кто пришел послушать музычки присели на околосценный газончик и вытянулись. Готы и иже металлическая братия пошла на полянку поспать. Солнышко поблекло в лучах акустической мелодики.

 

Наше оружие - наши песни...

 

И вот он взрыв. Как было проанонсировано ведущими-конферансье "человек до безумства влюбленный в рок-н-ролл". На сцену вышла донецкая (во-блин лезет же слово легенда)... одним словом – Желя. Невеликого росту, но с термоядерным рок-реактором в сердце. Человек у которого вместо крови бурлит бешенный запал настоящего русского рока. Акустическая гитара, бас и подле сцены в турецком положении "в себе" Алексей Пономаренко огитаренный соляком. Последний требовал от Жели "ми" и всё турзучил электрического монстра. Звукорежиссер, перебегая с одного на другого глазами, шаманил над пультом и произносил древнерусские заклинания все больше оканчивающиеся на "...ть". Мда, это можно было сравнить к Курчатовким эксперементом. Звуковая волна ударила в зрачки и народ проснулся. Встряхнула так, что зазвенело... Песня красным петухом зажгла, увлекла и полетела. Слушать Желю в записи - становиться немного неуютно в своей теплой квартире и ежишься от колючих песен. А вот услышать ее в живую - понять, что чего-то необходимо делать, чой-то ты в этой жизни все-таки упустил в колодец снов. Отличная игра, мощный голос и сумасшедшая энергия, покалывающая в кончиках пальцев. Кто не услышал Желю в живую, тем более в полуэлектрическом варианте, упустил многое. Именно Желя раскачала народ, внесла в концерт каплю жесткого рока и вот те, контрреволюционные массы отяжелевшесознательных неформов, хлынули к сцене. Людей стало больше: девушек с колючестью ошейников и напульсников, очерневших и профилированных товарищей, да и всех тех, что распивали остатки пива на дальних позициях. Солнце хотело колесом пройтись в последний раз по волосатым макушкам, но обнаружило, что закатилось за террикон.

 

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк....

 

То, что было дальше можно охарактеризовать одним словом (...и то - культурным) - огорловчание. За семь дней до начала фестиваля в застенках горловских репетиционных залов родилось маленькое дуэтное дитя поэзии и музыки - Одна седьмая. Вроде бы и ничего хорошего от такого сверхбыстрого соединения ожидать не стоило. Люди услышали от друзей о фестивале, приехали, даже песни уже сочинили. Две гитары, давний опыт игры и... получилось отлично. Стиль как бы-то ни было определить не возможно, но то, что это хорошо - без сомнений. Так слажено, просто и завораживающе некоторые музыканты и за несколько лет не играют. Правда покоробила в исполнении некая психоделика и искажение вокала, но это может стать фишкой группы, поэтому не моё дело судить о таких вещах. В целом же музыка и слова воспринимаются легко и удобоваримо. Люди не знакомые с творчеством дуэта (иных же я думаю можно сосчитать на пальцах фрезеровщика) восприняли музыку с оживлением и интересом. Те, кто пришел потусоваться, отхлынули от сцены и пошли по своим делам, пиплс же слушателей прибавилось за счет взобравшегося местного населения: горловчане прилезли на горловчан. А далее был Чайковский. Собственной персоной, а именно - преподаватель Горловской музыкальной школы с двумя... кх...кх... назовём барышнями готического вида, одна из оных державшая в дланях младых чернигов-дровокастер. Дедушка Чайковский обнимал мандолину (насколько мне позволяет судить моя малая музыкальная темнота) или схожий на него каплевидный струнный инструмент. Сие детище классической этникоигры имело название ансамбль "Музет". Сыграли первым "Травушку" Мельницы, а далее фолк-гитарный экскурс по Испании, Англии, Германии и др.этнотрадициям. Дедушка рубил рьяно с запалом и не хуже любого красногвардейца (ну пару раз не попал в такт, но это не главное). Барышни чистыми высокими голосами пытались петь, но... два микрофона не могут в полной мере позволить трем гитаромандолинам и двум голосам звучать четко и ясно, поэтому слышно было в основном музыку. Несмотря ни на что народу данная нотозвуковая подборка понравилась, и хлопали даже очень живо и с улыбками на нижней части лиц. Правда, опять же без скабрезностей и "отстаивания чести профессионализма" со стороны неких музыкантов не обошлось. Как пионеры в бой идут с гитарой, так наш боец всегда готов... Простите за импровизацию, ибо далее был небольшой кооператив из трех частей. ГТО - Горловское Творческое Объединение накрыло крылами своего единства три человека: Максим Турчянский с проектом "Читричи", Алексей Момотов и Алексей Пономаренко с песнями проекта "Грезы Мистера Флая" Макса Федосеева. Время от времени на сцене появлялись части "Лихолесья" и исполнение разбавлялось перкуссией и дополнительными гитарами. Пожалуй, выделю Алексея Момотова, который пел стоя обхватив себя руками почти что чеканил слова в микрофон. Стихи понравились. Даже очень. В остальном впечатление осталось несколько скомкано по одной причине - три разных человека с индивидуальным подходом к песням исполнили по две композиции, а потому разобраться в исполнении было сложно. Здесь подводит уже именно память. Челы уселись плотнее к сцене, откуда-то стали появляться "тела". Один - почти голый типично "хиппан" танцующий и бегающий перед сценой, второе "тело" бегающее туда сюда с рычанием. Демон Алкоголь стал вползать в мозги и замещать собою мысли. Всегда поражала неформальная традиция нажираццо на концерте в сисю. Далее было хуже, но об этом потом... Снова таки стоит отметить женские полуголые "тела" и "тельчёнки" (это еще несоврешеннолетне оформившийся вариант). Последние во всей красе пытались продемонстрировать оголенные части из-под так популярного сегодня милитари-одеяния. Почти ничего нет (как выпуклостей, так и здравого разума), а лезется все туда же. Эх! Массовая контркультура! Середина концерта пришла в нормальное неформальное, а заодно и традиционно русское праздничное состояние.

 

Некому березу заломати...

 

Его звали "Джек". Он был велик собою и глубок в мышлении. На сцену из белокаменных престольных краев на "Живые терриконы" взобрался "Медьведь-Шатунъ", а именно – лидер этой группы. Человек большой и во внешности и в песнях. Что-то в нем подкупало своей глубиной и четкостью понимания жизни. Что-то было родное Донбассу. Мх...мх...сепаратность какая-то. Группа образовалась во время московского путча 1993 года, а потому и переняла точное и очень острое видение времени. "Москва-бардак", "Радиоточка" - песни пробивали как пули. Да, шоу не было. Не было и особой динамики – просто человек у микрофона и гитара. Это-то и несло своеобразную русскую энергетику простоты и правды, голой и не подчищенной цензурой. Голосом и игрой, как щитом и мечом прорубать дорогу к сердцам слушателей. Понравилось все: откровенность, жескость текстов и незамысловатость музыки. Все же человек не зря ехал из далеких краев. И это чувство осталось как у него, так и у публики. После прослушивания диска, через несколько дней появилось ощущение, что акустика - это малая доля того, что дает "Джеку" одна гитара. Но про эксцессы и абсцессы. На сцену вбежала Желя, а после какая-то волосатая личность с криком: "Там - драка!". Хотелось бы закрыть глаза на это факт, хотелось как-то отстраниться, не марая руки и настроение, об эту тему, но все-таки стоит. Бесы в душах человеческого "потусоваться" победили желание слушать музыку и из пассивного состояния пробились в активное. Когда у кого-то вместо мозга водочный кисель остаются только атавистические рефлекторные желания, в русской душе имеющие аналог: "а ты чё?". И на атычёхах слово за слово в ход пошли руки. Но быдловское желание изукрасить бодиартом синяков фейсы бродило в пиплах еще долго. В такие минуты жалеешь об отсутствии предохранительных внутренних органов, но оно и к лучшему… что имелось их отсутствие.

 

Ледяной водой разбуди меня...

 

Никто не ожидал. Вроде даже и не планировала, а все таки выступила. Уговорили, уломали и пригласили. На сцену вышла совершенно цивильная девушка, взяла гитару, подошла к микрофону... Проверили... запела. Тихо, не слышно голос нарастал и летел лебедем вверх. На сцену вышла "Энка". Еще одна горловчанка не часто радующая слух, но с пламенным талантом и ласкающей женской мелодикой. Порядком уставшему мозгу от мыслей и чувств, захотелось чего-то мягкого, и вот река понесла чистую голову по вариациям музыки и легкости стихов. На вторую песню к "Энке" присоединился с маленьким тамтамчиком Мишаня из "Лихолесья" и птица приобрела формы и очертания, движения стали немного ритмичнее и убаюкивающе. Это то, что необходимо было именно в эту минуту и именно в вечерних полах тишины. Исполнила мало, но по большому счету хватило. Сказала все, что сплетала ночная тишь в небесах. Народ успокоился и немного затих. Кто-то уже начал разгонять бесов в голове по средством "сна", а иные еще ближе придвинулись к сцене и плотным кольцом внимали нежным звукам гитары. На небе рассыпалась мука звезд.

 

Я играю на струнах электропроводов...

 

Забыв всяческие Сорочинские ярмарки и тихую жизнь Центральной Украины подышать энергией "Живых терриконов" приехали полтавские хлопцы "Вишняков Бэнд". Двое ребят пробудили публику снова. Музыка жесткая, сыгранная и довольная ритмична. Если бы полный состав получился бы хороший хард-энд-хеви. Правда, для последнего вокалист не дотягивал в голосовом отношении, а так в рамках жесткости и напора ребята отыграли очень даже хорошо. Металлический отблеск разогрел некие заклепанные юношеские сердца и шипастые девичье станы и привел их в состояние активного прослушивания. Ребята закончили выступать голосом ведущей: "Ребята вы простите, но это все". Дело было в том, что между музыкантами уселось полуголое "тело", которое чуть ли не обнимало ногу вокалиста. "Тело" убрали, музыканты ушли. Люди под сценой вслушивались, смаковали музыкой, а кой кто был даже замечен за постыдным делом - размахиванием хаера перед сценой и развеванием рюкзака над головой. Светлые умы рвались на сцену с идеей: " а дайте мне спеть растаманскую песенку". Кто лез с кулаками - таковых усмирили быстро. Как оказалось жесткая музыка воспламенила в безразумных сердцах чувства сродни агрессии. Что неформов показало не с лучшей стороны.

 

Моё поколение смеет петь...

 

Сквозь бабушки и электрички... Дмитрий Дубров координировал передвижение этой группы по Горловке и вот часам к семи запыхавшиеся, чумазые и немного молодые приехали ясиноватские ребята из группы "Путаница". Музыканты добирались на железных собаках, а потому задолбали репетицией в общественном транспорте всех престарелых жительниц ветки Ясиноватая-Горловка. Приехали, взобрались и в бой. Группа насчитывает уже 7 лет истории. А состав меняется по три раза в год. Путанные ребята. Понемногу от всего. Группа заслуживает внимание качеством и аккуратностью подачи песен. Реггей, постпанк, аукционизм и русскороковость. Особенно публике понравились перкуссионные барабанчики и то, что ударник с ними делал, а на это стоило посмотреть. Аккуратно, чисто, завораживающе и долго ребята отыграли более 40 минут и исполнили песен 10. Голос и манера жеманничества вокалиста порадовали, и в то же время напомнили что-то из классики "Аукциона" и молодых групп типа "7Б". Что в минус, так это продолжительность: песни свалялись в один ком, и впечатление от хорошей музыки немного испортила одноманерность. Публика оживилась, появились бегающие перед музыкантами тела, все время показывающие большой палец с зажатым кулаком, типа "круто рубите". Бегуны повалили один из комбиков и стали прыгать еще больше. Кто-то попытался взобраться на один из несущих столбиков сцены. Люди отрывались. Дальше были Рвы и Нервы. Ожидалась агрессия и грозный песнь. Но этого на удивление не было (почти что). "Асфальт" "спел" все гладко и четко, я бы даже сказал душевно. Экое такое печальное стенание человека о судьбе и мире. Картина писанная музыкой на скалах. Народ утих. Ночь приближалась к апогею господства мелодики.

 

...Граница Лихолесья...

 

Новомодное слово хедлайнер. Мне всегда представлялась большая голова в виде белого теплохода, типа "Титанег". Завершили концерт две группы. Все по порядку. Сергей Гиленко, "Боря" и же с ними как это принято говорить "отполировали" все выше сказнное. "Война", "Было не было" - все пошло на ура. Конечно, на мой взгляд, "Граница" в акустике это что-то не то, но... свой вкус есть и в таком исполнении. На заднем фоне появился барабанщик Горловкой группы "Базедова болезнь" с пантомимой одного человека из подручных средств. Получилось очень даже хорошо и весело, а главное в тему. Сергей выложился на полную... отыграл так, что аплодисменты и голоса "ёще" стояли еще долго. Люди оккупировали сцену и перекрыли вход к музыкантам "Теловым элементам". …на сцене шаманил Дубров. "Бумеранги" делали свое магичское действие и зал замер. Ей-богу "слышите ли вы меня бандерлоги, мы слышим тебя мудрый Ка". Элементы мистицизма, ночь и костры сделали большое одолжение Лихолесью. Мишаня рубил по чем зря, а барабанная зря отзывалась ритмом. Порадовало питерское реггей "Славянские прощания", потому как люди стали пританцовывать и прихлопывать. На сцене продолжились пантомимные изыскания, но уже с камнем. Так же была замечена ведущая танцующая с лихою силой молодости. Дубров обошелся практически без театральности, в чем был свой особый квартирно-кухонный дружеский настрой. Уставшие музыканты сделали завершение не ликованием, а теплыми объятиями коды, что было сделано в самую точку. Люди хотели еще, но концерт закончился. В лихих дебрях Лихолесья, где-то на самой Границе фронта "Чевенгур", на отдаленных позициях "Живых терриконов".

 

... Змея, кусает свой хвост.

 

Завершился фестиваль. 13 исполнителей. Более сотни слушателей. С десяток тусовщиков. Костры, ночь и тишина. Отгремели взрывы, просвистели пули, фронт свернулся и уснул. "Чевенгур" отбыл с "Живых терриконов", но оставил отличные впечатления. Стоит надеяться, что все измениться, останется лучшее, не самое худшее, не самое стрёмное... Воспоминания оставались на бумаге... И все было хорошо...

 

Р.S. А спускаться с террикона в полночь - занятие занимательное

 

АЗОГ, боец фронта. Год 2007 от Р.Х.

(Опубликовано под псевдонимом "Азог" на сайте Liholesie.ru)

Write a comment

Comments: 1
  • #1

    ВЕНЕЦиЯ (Monday, 28 September 2015 11:44)

    эээх, какое хорошее время было