Прячась в словах и во сне…

Небольшая комнатка. Тусклый свет от трех свечей. В неровной пляске огней и порожденных ими тенях виден согбенный силуэт существа с пером за ухом. Азог что-то пишет. Правда, пишет он на компьютере, а перо и свечи – не более чем пафосный антураж для создания атмосферы творения. Но все же… 

Не хватает воздуха 

 

Так о чем это я? О поэтичности образов. По рассуждениям многих моих знакомых, в мире информационной сжатости и техноглобализации, поэзия утратила свой изначальный смысл. Кто сегодня не пишет стихов? Да разве что тот, кто пропустил в школе все уроки литературы. Молодежь пишет, пишет и пишет: от любовно-приторных изливаний до готически-пафосных заметок. Потом подростки вырастают и зачастую забывают свою «поэтическую деятельность». Хотя, может, пару раз и вспомнят с усмешкой, что вот-де лет десять назад они тоже что-то СОЧИНЯЛИ. Причем вспомнят, глядя на уже новое стихоплетущее поколение. Увы, таков эффект всеобщего образования в нашей стране. Посмотрите хотя бы на популярные сайты, как «Стихи.ру». Разве мог ли кто-то подумать в начале XX века, что столь велико в нашей стране число поэтов? 

 

После подобных рассуждений и возникает мысль – а что же есть поэт? Может всего лишь буквенное дополнение к музыкальному ряду? Ведь сегодня музыка – это единственный способ донести свои мысли незнакомым людям. Кто сегодня знает хоть одного современного ПОЭТА? Зато все мы знаем поэтов-песенников. Человек пишущий хочет быть услышанным, как и сто лет тому назад, когда создавались кружки «имажинистов», «символистов», «акмеистов» и иных «-истов». Раньше, чтобы быть услышанным, достаточно было зайти в какое-нибудь кафе и прочитать свои стихи посетителям. И все – на следующее утро за тобой уже гонялась либо полиция, либо критики-литераторы. Теперь все несколько иначе – поэты тоже выступают в заведениях общепита, вот только к голосу нужны еще гитара, барабаны да парочка иных (желательно экзотических) музыкальных инструментов. 

 

Может ли поэзия существовать сама по себе? Вопрос довольно интересный, хотя бы потому, что как таковой поэзии в чистом виде сегодня не существует. Мы разучились открывать для себя слово в первозданной пустоте его звучания. Нам нужен шум вокруг него. Когда попадается чистое дыхание поэтического слова – это сродни небольшой Хиросиме. Эффект примерно тот же, когда организм, все время пребывавший в черте городского смрада, попадает в экологически чистый заповедник. Нечто свежее, родниково-чистое открывает тебе глаза на мир. Пусть со временем жизнь их вновь закроет, но важен сам момент. 

 

Живой гобелен слов и музыки 

 

Ann знаю уже давно, хотя и видимся мы с ней не столь часто, как это принято среди близких друзей. Может, потому что всех нас одолевают бытовые проблемы, которые мешают посидеть с человеком где-то в степи, попить чаю и поговорить о житейских пустяках. А, может, потому что редко видеться друг с другом в среде творческих людей полезно. Ведь таким способом можно избежать каких-то ненужных дискуссий и конфликтов. 

 

Ann уважаю не только, как человека, но и как творческую личность. Личность, которая вкладывает все силы и умения до последней капли в сплетение звуков и слов. Это человек не из той категории, кто забывает свои стихи и пишет от переполняющей разум всеобщей грамотности. Это человек из числа тех, кого сегодня очень мало – обладающих божьим даром облекать чувства в поэзию и музыку. 

 

Будучи человеком честным перед другими, она создает их не ради коммерческого успеха. Ради чего же тогда? Мы не раз с ней об этом беседовали, и ответ найти было сложно. Может, из-за того, что легче петь, чем молчать? Может, потому, что нужно с кем-то поделиться и рассказать? А, может, чтобы окружающие получили еще одно «полотно–маленький мир»? 

 

В свое время, лет пят назад, я буквально до разрядки мр3-шника затирал альбом «Отражение», потом сменил ориентиры в музыке. Но год назад, когда в Интернете стали появляться записи группы «ВенециЯ», с новой силой начал познавать песни Ann. Сплетение нитей поэзии и музыки – именно так я могу охарактеризовать ее творчество. Слушаешь песню и словно ощущаешь под пальцами живой гобелен, где разыгрывается небольшое повествование. 

 

Кто-то не выдерживает подобного, а потому я не раз слышу, что Ann не нравится людям своей сложностью и тяжестью. Музыка и поэзия вроде бы легки по сложению и восприятию, но та гамма чувств, которую они вместе порождают, заставляет проваливаться в иной – реально существующий мир. Именно жизненность и настоящий диалог со звучащим извне, меня всегда поражал в музыке этой хрупкой, но сильной исполнительницы. 

 

Тем, кто ушел 

 

Да, я оказался тем счастливцем, кому довелось получить свой экземпляр из однотысячного тиража, выпущенного в 2010 году первого сборника стихов Ann. «Тем, кто ушел» – небольшая книжечка форматом А-16, буквально помещающаяся в ладони. 36 стихотворений и целый мир человека, сложенный из небольших кусочков мыслемозаики. Простой по оформлению и стянутый окладом измученной души сборник буквально поглотил меня всецело и безвременно. Сопереживать автору довелось в течение двух недель – столь глубок был эффект, произведенный им. 

 

Начав читать, смог оторваться только на 20 стихотворении – буквально на одном дыхании оттенки настроений растворили меня в красках чужой души. От разрывающих связки шепота «Держи подлеца» до нежно-грустных созвучий «Опусти тело» и «Расплескали воду родниковую». Вообще писать о поэзии – штука довольно сложная, ведь все, что автор хотел сказать, он уже сказал. Мне же остается передать свои чувства от полученного через них. А чувства были самые тяжелые. Ведь сборник не столь уж радостен, как этого ожидают многие от поэтов-женщин. В нем больше грусти и печали, чем пасторальной беспечности. Ее здесь нет вовсе. Есть жестокий мир и человек, битый ветрами невзгод и чужой глупости/жестокости. 

 

Я всегда пытался утверждать, что различий между мужчинами и женщинами – практически нет. Что в эмоционально/духовном плане мы равны. Но, читая «Тем, кто ушел», в который раз переубеждаюсь в обратном. Есть. И не просто есть, а по-другому и быть не может. 36 стихотворений сопротивляющейся миру боли и страдания женщины. Искреннее упование на Бога и помощь свыше. Ожидание света и покоя. Читая эти стихи, сознаешь, что человек не врет, что он до последней рубахи отдает все читателю, не тая за спиной ненависти, лжи и лицемерия. 

 

Дорога во сне 

 

Лично для меня откровением стали стихотворения «Дорога» и «Во сне». Может, кому-то они покажутся абсолютно непримечательными, не исполненными какой-то высшей пафосной силы, но именно они заставили меня переосмыслить некоторые вещи, которые ежедневно нас окружают. «Умирала я, прячась в слова» – философское размышление из пяти слов и одной запятой породило внутри меня целую гамму рассуждений о том, зачем же мы пишем. Может, это еще одна форма эскапизма? Может, все творчество человека – это просто попытка родить что-то новое, а это новое – лишь миф, порожденный в борьбе со старым? И завершением – «осенний» постскриптум, столь родственный и тяжелый для меня. 

 

Вторая вещь занимает всего 8 строчек, включая 30 слов. Но и этого достаточно, чтобы еще раз напомнить об иллюзорности некоторых вещей в этом мире. Может, ничего нового в этих 30 словах другой читатель бы и не нашел, но меня лично они заставили о много задуматься. В который раз… 

 

И, наконец, последняя вещь, которую нельзя было бы обойти стороной – стихотворение «N». Как я уже упоминал выше, для современных поэтов характерно подбирать музыку или звукоритм для своих произведений, чтобы они были услышаны. У Ann все наоборот – ты хотел бы почитать стихи в тишине, но в них уже изначально заложена своя – неповторимая мелодия, звучащая в голове. «N» – «обычное одиночество – разумное одиночество» звучит с женской тоской и некой аритмичной болью. Сложно было читать его, ведь в каждой строчке есть нечто автобиографическое, теснящее лирического героя из строк стихотворения. «Эй, кто-нибудь, кто-нибудь – Помогите!». И ты понимаешь, что вряд ли возьмешь в руки камень. 

 

 

З.Ы. Если вам в руки попадется сборник Энки «Тем, кто ушел», то, честно, не уверен, что вы сможете согласиться со всем написанным. Если не принимать многое к сердцу, а считать его как хитрый умысел автора… Если воспринимать форму – как отступление от канонов, а не живое бьющееся сердце на бумаге…. Если каждую мысль считать не болью автора, а простым женским желанием приукрасить… Вряд ли вы поймете…. Да и я вряд ли все понял, что хотел сказать автор в небольшой книжечке форматом А-16, буквально помещающейся на ладони… Ведь о поэзии трудно писать, в ней уже все само о себе сказано.

(Опубликовано под псевдонимом "Азог" на сайте Gorlov.biz)

Write a comment

Comments: 0