Романтическое повествование сидящего в паутине на границе ЛихоЛесья с кроком в руках

Не столь уж богата музыкальная жизнь славного города Горловки, чтобы упускать из внимания концерты двух видных рок-лидеров Донбасса, как "ЛихоЛесье" и "Граница". В списке гастрольном листке первых все чаще мелькают названия крупных городов Украины и России, а концерты вторых столь редки, что за последний год их можно пересчитать по пальцам. С виду столь разные бойцы рок-н-рольного фронта, но одинаково любимые поклонниками донецкой рок-музыки. Концерт "Neo Romantic Rock", прошедший с их участием 12 ноября в развлекательном центре "Паутина", оставил не только множество приятных впечатлений, но и любопытных вопросов.

Молодеете, господа музыканты

 

Первый вопрос касается возрастной категории слушателей рока в Горловке. Как человек, придерживающийся идеалов рок-контркультуры уже довольно давно, я никак не мог ожидать, что этот концерт вызовет такой ажиотаж среди молодых неформалов возрастом "до 20-ти". Если сравнить этот концерт с предыдущим выступлением "ЛихоЛесья" в горловком РЦ "Volcano", то полгода назад возраст поклонников рока уходил чаще далеко за 20-ть. Кстати именно после презентации в Горловке "Летать", я заметил, что "ЛихоЛесье" начали называть не-молодежной группой. И тут вот оно как – полный зал подростков. С одной стороны это можно объяснить выбранным местом для выступления – традиционной молодежной площадкой "Паутины".  Кстати, такому объяснению есть и подтверждения. Стоя у входа, мне краем уха довелось услышать реплику молодой барышни, адресованной к одному из музыкантов группы: "Ой, а я даже две ваши песни знаю – "Имена" и…".

 

Вторым объяснением молодости аудитории донбасских рок-групп является как раз естественное появление нового поколения неформалов в Горловке. Правда, как и их предшественники в столь юном возрасте, они больше предпочитают громкую музыку, чем смысл текстов. Ярким примером тому служили отдельные личности, прыгавшие без разбору под ту или иную песню "Границы" или "ЛихоЛесья". Этот процесс вполне закономерен, ведь в 16 лет так хочется выглядеть протестным, слушать разрушающую устои общества музыку, а тут концерт рок-музыкантов. Так в зале были замечены личности гот- и эмо-наружности. Плохо ли это или хорошо – вопрос сложный и не нам его решать. Но все-таки стоит надеться, что за ожидаемыми их ушами электрогитарными звуками, они смогли уловить и смысловой "месседж" рок-музыки.

Как бы то ни было музыка "Границы" и "ЛихоЛесья" остается доступной как взрослой, так и молодой публике. И число тех, кто понимает о чем поют музыканты, в зале существенно превышало количество тех, кому нужно было символическое подтверждение своей сопричастности к рок-бунтарству.

 

Звуки, шепоты и настройка

 

Безусловно, несправедливо было бы говорить о концерте "Neo Romantic Rock" без группы "Крок", которая на протяжении получаса создавала лирическое полотно прямо в воздухе. И хотя я не любитель джаза, это было красиво. Их выступление напомнило не столько игру на публику, сколько гитарно-барабанное самосозерцание. Такой себе получасовой музыкальный разговор. О жизни, печали, радости, звездах, осеннем листопаде и полете дождевой капли к земле. Ну, может все это в композициях "Крока" услышал только я, ведь джаз – это именно то, что оставляет человека наедине со своими мыслями. Голос человека тут излишен. Эмоции музыки, эмоции движения, эмоции времени. Каждый нашел за полчаса для себя что-то свое: может задумчивое, может веселое, а порой и сумбурно-запутанное.

 

Главный минус, как этого, так и последующего выступления "Границы", состоял в качестве звука. Может, маломерность помещения, может, задумка авторов,  а, может, и еще ряд причин, но звук оглушал. Подавляющие слух барабаны и потерявшая порой электрогитара не позволили, к сожалению, в полной мере передать замысел музыкантов. 

 

У последней Границы

 

Сергей Гиленко и Виктор Мокрый не перестают радовать тех, кто ждет их очередного выступления. Порой складывается ощущение, что вот-де и группы-то уже нет, но ребята продолжают выступать. И не зря – потому что есть песни, которым нужно жить не только в цифровом виде аудиотреков, но и ярком выступлении на сцене. Не без помощи ребят из "ЛихоЛесья" "Граница" выступила на достойном уровне перед слушателями. Пускай Сергею Гиленко не хватает экспрессии Дмитрия Дуброва и диалога с залом, но глубина текстов и душевность исполнения не уступает патриархам русского рока - Дмитрию Ревякину или Юрию Шевчуку.

 

Выступление "Границы" вложилось в понятие "электрической программы".  Четкость и простота песен – ничего лишнего.  Конечно, где-то не хватало нежности скрипки и мелодичности соло-гитары, но "Граница" всегда хороша, будь это даже минималистический стиль. "Коси коса" и "Пилигримы" в обрамлении новых песен с лирикой "Городам и селам" оставили неизгладимый добрый след в душе тех, кто хотел слушать. Я более чем уверен, что "Границу" невозможно воспринимать с определенной целью. Эту группу необходимо слушать с открытым сердцем, отбросив все мысли "о чем же они поют". Слова сами придут в сознание и откроют тот смысл, который был заложен в них Сергеем Гиленко.

 

"Граница" - один из уникальных феноменов славянской рок-музыки, который должен существовать и продолжать творческий процесс. Может с перерывами на раздумья, пускай не столь частыми выступлениями, но в конце концов появляясь перед слушателем.  Несомненно, у ребят нет такого опыта выступлений, какой приобрело за последние несколько лет "ЛихоЛесье". Ребята остались на уровне неофициальной сцены, с резким вкусом андеграунда. Но андеграунда на профессиональном уровне, с чистой идеей и творческой искрой свыше. Найти сегодня похожую на них в рок-музыкальной подполье Украины группу просто невозможно. И их выступление на "Neo Romantic Rock" - тому безусловное подтверждение.

 

Они могут двигать собой

 

Зачем и куда двигается группа "ЛихоЛесье" - вопрос поистине достойный античных споров. Кто-то видит в их деятельности скрытый коммерческий смысл, а кому-то они кажутся новой надеждой умирающего русского рока. Отбросив пафос и преувеличений, остаются только факты – ребята медленно и уверенно движутся к профессионализму, популярности и большим залам. Благодаря активному диалогу со звукорежиссером, Дмитрию Дуброву удалось достичь более-менее приемлемого звучания, из-за чего пропал эффект громовых барабанов и стало возможным различать слова песен. А его общение с залом (как вербальное, так невербальное) расшевелило публику и ближе к завершению вечера подтолкнуло даже к танцам. 

Выступление "ЛихоЛесья" условно можно было разделить на две части – "суровое" и лирическое. Причем прологом к этим музыкальным повествованиям стала блюзовая импровизация на тему "Она может двигать" небезызвестного Борис Борисовича. Небольшая ремарка о творческом подходе к использованию резиновых изделий, оставленных на столиках слушателей сердобольными общественными организациями, после чего восьмиминутный блюзовый драйв. И это вступление было встречено на ура.

 

С выходом к публике "ЛихоЛесья" у сцены начали появляться молодые девушки, подтанцовывающие песням музыкантов. По бокам от сцены то и дело зажигались вспышки фотоаппаратов, а из зала кричали названия песен. Все как и положено рок-музыкантов.

 

Основу выступления ребят составили песни из альбомов "Дневник Тани Савичевой" и "Летать". Хотя время от времени можно было услышать и милые сердцу вещи из "Третьего берега". Эмоциональность Дмитрия Дуброва компенсировалась сосредоточенностью  Андрея Трофимова. А погруженность Виктора Демидюка разбавлялась открытостью и размахом Михаила Ковалева. "ЛихоЛесье" после каждой песни срывало бурные аплодисменты. Даже новая песня о "Сталкере" была встречена родной горловской публикой с одобрением. Кстати, у Дмитрия Дуброва есть такая практика - представлять на суд слушателей новую песню еще до выхода ее в официальном альбоме. Думаю, "Сталкер" обязательно появится, ведь так сказал слушатель.

 

Что ж, в очередной раз "Граница" и "ЛихоЛесье" опровергли высказывание "Какой русский рок? Ничего больше нет", доказав что он есть и продолжает свою жизнь в Донбасском Андеграунде. У кого-то тихой и светлой грустью славянской души, а у кого-то – "ритмом, в котором танцует земля".

(Опубликовано под псевдонимом "Азог" для "Liholesie.ru")

Write a comment

Comments: 0