Что-то все-таки поменялось в параде планет

Есть такая категория людей, которые абсолютно серьезно считают себя избранными. Кто-то с приставкой «бого-», а некоторые так. Причем подобный самопровозглашенный статус дает человеку четкую уверенность в том, что в деле, где высшие силы сделали его сверхэкспертом, он вправе рождать авторитетные мысли и утверждения. Особенно это касается политики, музыки и литературы.

Если в первом это на 100% оправдано и создает институт политологии, то в остальных двух случаях все это попахивает максимализмом и «защитными психобарьерами». В роке таких «избранных» хоть отлавливай, хоть лопатой собирай — все равно остается террикон и еще маленькая вагонетка. И есть среди этих избранных такая славная традиция: открывать исключительно для своего круга посвященных несколько групп или книг, а с течением времени, когда эти «кумиры» приобретают популярность, на чем свет разносить их в пух и прах. К чему же столь долгий языковой изыск? Все к тому, что с группой «ЛихоЛесье», ставшей для многих «избранных» вначале кумиром, произошло что-то подобное.

 

Хронологический пасьянс избранности

 

Году этак в 2002-ом мне дали кассету «Мифрил» и чуть ли не полушепотом сказали: «Вот — это ЛихоЛесье. Если не послушаешь, считай — половину жизни потерял». Я послушал, пару раз улыбнулся, задвинул кассету подальше и продолжил слушать «Blind Guardian» и «Аквариум». Года через три я услышал альбом «Третий берег», который буквально что-то перевернул во мне и заставил маниакально любить донецкий рок. Отмечу, что почти у всех донецких неформалов в этот же момент «ЛихоЛесье» вызывало некое доброе чувство «своего-родного», заставлявшее гордиться ребятами. И вот в 2010-ом выходит альбом «Летать» и во мнениях людей (которые как раз и давали «Мифрил» с полушепотом) произошли кардинальные изменения. Признаться, еще во время обсуждения со знакомыми альбома «Дневник Тани Савичевой» я услышал негативные отзывы о творчестве ребят, а тут просто таки встретил негодование, мол «спопсились» и «окомерчились». И это в тот момент, когда «ЛихоЛесье» стали активно гастролировать, а звук, мелодика и музыкальные ходы стали более взрослыми!

 

Произошло то, что и происходит с любимой группой «избранников». «ЛихоЛесье» стали более доступны широкому слушателю, а «избранные» потеряли часть своей посвящённости. Ну как они могут слушать то же, что и большинство? Уж такова природа «избранных». Примерно так же произошло с Пелевиным: пока писатель оставался вне масс, контркультурщики передавали его книги чуть ли не в распечатках. Теперь же «Т» является чуть ли не главным врагом для андеграундной литературы.

 

От слов к делу и немного обратно

 

Честно признаюсь, иногда хочется погрешить статусом «избранного». Но вовремя себя отдергиваешь от подобных подвижек...

 

Не без осторожности закачивал к себе в плеер «Летать». Все же столько разговоров было о том, что «ЛихоЛесье» изменилось, стало «иным» и «уже не русский рок». Но как гласит старая пословица: «Лучше один раз напиться, чем сто раз наблюдать чужое похмелье». Есть у меня один принцип прослушивания новой музыки — вначале выбрать песню из середины, послушать еще раза три, а потом уже слушать весь альбом от А до Ы. И вот в качестве первого блюда выбрал я «Бумеранги». Первое ощущение — легкий шок. Последний раз такое было при прослушивании «Скорбеца» БГ на альбоме «Беспечный русский бродяга». Из шаманского «ревякинского» полотна получилось некое трансово-дримовое дитя. Однако... как ни странно, но голос Дуброва удачно вписался в композицию этого электропродукта, больше напоминающего творчество Тима Талера. Первый же вопрос, который возник по прошествии 04:50 минут — и все будет таким же?

 

Хороша древнекитайская мудрость: «Что волосатому хорошо — лысому борьба с наркоманией». «Легко» развеяло все мои смутные вопросы и погрузило в умиротворяющую атмосферу славного и доброго «ЛихоЛесья». И сразу стало как-то странно тепло, вывернуло наизнанку и стало.... стало легко. Потрясающее вступление: по-пушкински просто, но при этом понимаешь, что явно появилось откуда-то сверху, из аристотелевского океана вечной музыки. Особенно хочется отметить бас и барабаны. Аккуратная проработка первого и легкий рисунок второго.

 

Fuck in myself

 

А дальше был один глубокий вдох и выдох на романтической версии «Летать». «Фантомные боли» с майковской реминисценцией на «белую полосу», критикой Цеппелинов и флойдовскими опровержениями, приправленные легким американским инди, вызвал не только мое восхищение, но и зрительного зала во время презентации альбома в Горловке (о котором будет сказано ниже — авт.). Вообще «боли» у меня лично вызвали такое ощущение, что «ЛихоЛесье» остались все такими же пацанами, как и десять лет назад и ничто хулиганское им не чуждо. Первые две песни создают настрой на весь остальной альбом. Если «Дневник» был довольно мрачен со своими «Медведями» и «Apocalypto», то «Летать» вышел очень воздушным и облачным. Первые две композиции обрисовывают за твоей спиной невидимые крылья. Достаточно лишь прыжка, чтобы взмыть за линию девятиэтажек. У меня этот альбом ассоциируется исключительно с маем, теплом и рождением после долгой и холодной зимы 2010-го.

 

А вот «Дорога назад» все же потянула к земле. Но не тяжелыми смысловыми гирями, а скорее детскими качелями — с надеждой вернуться назад, под синее полотно небосвода. Очень удачно оставленное соло, барабанная партия и тяжелые ходы в проигрыше переродили песню, вписав в контекст этого альбома. «Когда на сердце весна» продолжило линию первых двух песен и перенесло из города уже в степь, ведь «там, где ветер, там и ты». Стоит подчеркнуть и время от времени ревущую иволгой соло-гитару, которая грустно напоминает об осени.

 

Михалков бы рыдал

 

И пусть «Над головой» еще не слышал Никита Михалков и не вставил ее в свой кинофильм, что, может, и к лучшему, но созданное музыкантами «ЛихоЛесья» ощущение движения переносит сначала в Россию, потом в Петербург, а оттуда в Испанию. Прекрасное флейтовое вступление, соединенное с неугасимой для русского рока «крутится-верится шар», переходящее в испанское соло, вписывает музыку ребят в европейские традиции народной музыки лучше, чем политика евроинтеграции нового президента. При всех музыкальных ходах, в которых автор сих строк не так уж и силен, хочется отметить поэтическую основу песни. «А жизнь, словно строчка на чистом листке» и «хотелось пройти налегке поскорей сквозь жизнь лабиринтами минных полей» дают понять — не тех людей называют ныне украинской поэтической элитой. И все-таки, несмотря на это, песня отдает чем-то разудало-анархическим, а музыканты представляются в черной матросской форме с винтовкой в руках.

 

«Имена»... На мой взгляд, единственная песня, несколько не вписавшаяся в альбом. Даже при новом гитарном проигрыше, облегчении звучания и еще паре-тройке изменений, она как принадлежала альбому «Третий берег», так там и осталась. Одна из любимейших песен поклонников группы стала обособленным агатом альбома, поскольку в воздушной тематике напоминает о глубинах, о теле, которое останется после нас навсегда обцеловано землей. «Имена» — это элемент, который, на мой взгляд, придал альбому не только чувство некоего якоря, удерживающего связь слушателя с миром реальным — связующим звеном между небом и землей.

 

Дайте мне крылья, я упаду в небо

 

И собственно сама песня «Летать» — это нечто удивительное. Много раз перекраиваемая, переигранная, она все-таки не превратилась в существо доктора Франкенштейна, а, как гусеница в коконе, перевоплотилась в зрелое и прекрасное произведение. Тяжелое и непривычное вступление, знакомые мотивы в припеве и некий лирический трагизм сделал из песни мини-полотно в стилистике R.E.M. И ведь веришь, что «это не сложно — летать». Правда, улететь можно так, что не заметишь, как оказался там, куда не будет долетать «Тень». Как и с «Именами» — минимум изменений, зато полное совпадение с картиной всего альбома и шаг в некое пространство, где исчезают краски. Хороший басовый рисунок и достойная хард-роковых коллективов соло-подача Тима Талера.

 

И, собственно, насладившись полетом вверху, ты смотришь на землю и замечаешь, что деревья дышат ветвями вверх. «Посвящение» напоминает дыханье ветра, медленно тянущее тебя на парашюте обратно. Спускаясь с небес, видишь все: и дыханье ночи на детских снах, и как тишина рождает страх и даже бег секунд к плечу плечо. А после наступают «Бумеранги». Совершенно безумная вещь, которая сбивает твое планирование к земле в странный метафизический вихрь. Убаюкивает и выбивает из себя. Ты уже не понимаешь — летишь или плывешь, жив или уже уснул. При всей своей необычности, эта версия песни хорошо вписывается в контекст всего альбома...

 

Вслед за ней «Город». Вступление напоминает нечто в стиле Боба Дилана. По крайней мере, по звуку и манере игры. Единственное, чего не хватает песне — губной гармошки и клавишных партий. Песня на самом деле напоминает возвращение оттуда. Но возвращение, в котором есть перерождение и крупица неба. «Вечная память тебе, город, в котором одни зеркала. Вечная сказка тебе, город, который не помнит чудес». Песня — логическое завершение полета.

 

И куда же без баяна

 

Если кто-то думает, что «ЛихоЛесье» стали старше, в них не осталось ни капли протеста и анархии, а бунт им вовсе чужд, то «Ничего больше нет» — яркое тому опровержение. Тарантиновское начало, классическое шансоновское исполнение, ироническая недосказанность и грустная дума о рок-н-ролле. Эпитафия русскому року удалась ребятам на славу. И даже переделанная под Егора строчка о Джоне Ленноне придала песне особый посмертный смысл.

 

Что же касается романтической версии «Летать», то после «Ничего больше нет» она показывает, что что-то все же есть. Чувство некоего дежавю. Словно просыпаешься утром, сон вроде бы был, а какой — не помнишь. И случайный звук, а, может, слово напоминают тебе о нем и это чувство «полета» живет в тебе до следующего сна

 

Большой З.Ы. о жЫвом

 

Есть люди, которые в принципе не посещают концерты, мол, звук там не тот — а дома в тепле и уюте можно насладиться музыкой «по полной». Есть люди, которые посещают концерты, однако не ради музыки, а корысти алкогольной ради. Я предпочитаю прийти и послушать. Не сходить на юбилейный концерт «ЛихоЛесья» старый гоблин просто не мог. Признаюсь — шел с чувством нерабочим, а досуговым: отдохнуть, не замарачиваясь на внутренней экзистенциональной сути происходящего. Просто как слушатель, просто как человек. И вот что любопытно: слушать музыку «ЛихоЛесья» просто так, расслабившись, не просто приятно, но и полезно. Улучшается не только пищеварение, но и залатываются все астральные дыры, а биополе становится потенциально ярче.

 

Выступление в горловском ночном клубе «Volcano» приятно впечатлило. Во-первых, звук был на удивление хорошо отстроен, слышно было не только голос, бас, но и соло-гитару, которую обычно в донецких клубах заглушают барабаны. Ни каких тебе звуковых ям, все четко и отстроено. Большое спасибо звукорежиссеру за удивительно редкий случай услышать нашу музыку в профессиональном качестве.

 

Что же касается самих музыкантов — отмечу прежде всего басиста Андрея Трофимова и гитариста Тима Талера. Первый в строгом черном одеянии просто таки шаманил в углу, за спинами своих коллег, а второй с неповторимой мимикой «поливал» зал обилием блюза и импровизации. Редко увидишь в костюме и барабанщика Михаила Ковалева, но даже в столь стесненной одежде он подтвердил звание лучшего мастера барабанного дела в Донбассе. Дмитрий Дубров создал стиль 70-х и советских ВИА безупречно, особенно позированием в стиле Чака Берри.

 

О «ЛихоЛесье» можно говорить долго, говорить красочно и невообразимо развернуто... Но стоит отдать должное и их коллегам, которые не только разогрели публику, но и выложились «по полной». «Граница» в мини-варианте порадовала новыми песнями. Грустный Гиленко и полный устремлений вперед Мокрый. После лирики наступил почти панк, почти пост-панк, вообще никуда не вписывающиеся «Никанорычи». Они зажгли зал порой безумными, а порой и драматическими вещами. «Граница» и «Никанорычи» создали то нужное ощущение единства зала, которое нужно было именно в нужный времени момент...

 

...а дальше была лишь недосказанность.

(Опубликовано под псевдонимом "Азог" на сайте Donbasscontext.dn.ua)

Write a comment

Comments: 0