Грустная неоромантика горловского Лихолесья

Культурная жизнь Горловки уже лет десять находится в плену музыкального парадокса. С одной стороны, жители нашего славного города так искренне жаждут звезд, что раскупают билеты как на полузабытых ветеранов большой мировой, так и новобранцев малой украинской сцены. С другой стороны, горловчане упорно не замечают своих же талантливых музыкантов, уже давно вышедших за пределы, как города, так и Украины. Вот и получается, что среди трех далеких сосен мы, как всегда, не видим леса у своего порога.

Фото Роман Рыбак
Фото Роман Рыбак

Концерты с участием горловской группы Лихолесье в родном городе – это действительно явление. Не будучи журналистом, автор этих строк не будет рассыпаться в патетических и вдохновенных эпитетах, скупо ограничившись словом «явление». За более чем 10 лет «жизни» группа стала завсегдатаем многих украинских (Одесса, Винница, Харьков, Киев) и российских (Воронеж, Ростов, Белгород, Москва, С.- Петербург) клубов. Увы, плотный выездной график не позволяет музыкантам часто выступать в Горловке. По словам лидера Лихолесья Дмитрия Дуброва, прошедший 13 ноября концерт «Neo Romantic Rock» в ночном клубе «Zefir» стал подарком для всех тех, кому близок донбасский рок-н-ролл: «Мы сегодня выступаем для друзей».

 

Глядя на ребят, иногда поражаешься, как они до сих пор не укатили в какой-нибудь столичный «Вавилон». Вижу циничные усмешки, мол «кому они там нужны» и «о ком Вы тут вообще пишите?». Ну, не верят такие люди, что рядом с ними живут талантливые музыканты. И пусть не верят, дело их. А музыканты такие живут, играют и любят свой регион, скромно окрестив свой стиль «Донбасс андеграунд». На самом же деле, творчество Лихолесья – это настоящая, живая и правдивая музыка. И то, что было написано Дмитрием Дубровым пять-десять лет назад, до сих пор звучит свежо и убедительно. А такое под силу немногим электронщикам и поп-исполнителям.

 

Итак, «Neo Romantic Rock». Проведение концерта с подобным названием становится для Лихолесья уже ежегодной традицией. В прошлом году, примерно в это же самое время, ребята на пару с донецкой группой «Граница» пробуждали в слушателях лирические настроения в РЦ «Паутина». Однако, в связи с уходом сего заведения в нирвану, в этом году романтические звукофлюиды «Neo Romantic Rock» перекочевали в «Zefir». Автору этих строк довелось побывать в данном заведении впервые. Посему, вначале немного об антураже и публике.

 

Суровые секьюрити с разорванным шаблоном фейс-контроля при виде неформалов, непонимающие происходящего барышни в гардеробе, элитное псевдо-викторианское оформление и «кокаиновые» зеркальные столики – вот первые «ощущения» автора в данном клубе. Уже по ходу вечера закрепились в памяти «заказные» диванчики с пафосными дамочками, дымящими кальян, плазменные экраны в картинных рамах и шесты для стриптиза возле сцены.

 

Теперь о публике. Довольно забавно, изредка посещая концерты с участием Лихолесья, наблюдать за метаморфозой их слушательской аудитории. В памяти еще всплывают дымные квартирники, нафталиновые залы ДК и «гаражные» сцены кафе. Тогда неформальная братия сотрясала воздух хаерами, раскидывала пивные бутылки и хором подпевала «Именам» и «Дядюшке Аху». Были девочки с феньками, были металлисты в косухах, были панки с булавками, а также цивильные люди с просветленными взглядами. В «Zefir» же пришла совершенная иная публика. Повзрослевшие контркультурщики, элитарные хипстеры и клубные тусовщики. И среди них только единицы неформалов, в классическом понимании этого слова. Автор этих строк убежден, что концертная аудитория Лихолесья в Горловке чаще всего зависит от заведения, где группа выступает. Так, что грустить не стоит – группа не меняется, она органично вписывается в атмосферу места выступления.

 

Как и в прошлом году, концерт открыл jazz-rock-band «Крок». С опоздание в джентльменские 15 минут, об ушедшей осени заговорил джаз. Печальные всхлипы, вздохи и полушепоты гитар вдохновляли слушателей совсем недолго – не больше минут 20-ти. Но оставили довольно приятные ощущения, сродни утренней терпкости кофе во рту.

 

Задумчивая философия джаза зацепила лишь крылом, уступив место российским гостям из Белгорода. В течение часа драйвили и оттягивались товарищи из группы «Дерево». По словам Дмитрия Дуброва, в компании этих странных ребят Лихолесье отыграло концерты еще в Краматорске и Донецке. Мягкое звучание клавиш, осторожные пробежки соло-гитары и чем-то напоминающий молодого Макаревича голос вокалиста от души порадовали горловчан. Да так порадовали, что отдельные личности воспринимали музыку в полушаманских позах, раскачиваясь из стороны в сторону перед сценой. Особенно порадовал месседж вокалиста «Дерева» в виде растафарианской песни для слушателя с дредами. Незамысловатые тексты, битническая маскировка и кайфование от исполнения – такой группа «Дерево» запомнится автору этих строк на «Neo Romantic Rock»-2011. Завершилось выступление забавными аллюзиями к 8-битовым приставкам детства и музыкальными приветами тележурналу «Каламбур». Несмотря на определенную затянутость выступления, зал остался вполне доволен белгородцами.

 

Когда часы перевалили за 21:00 из дремучих дебрей Лихолесья на сцену трансгрессировали горловчане. В синей шапке – вокалист Дмитрий Дубров; с хвостовым «колоском» - басист Андрей Трофимов; сосредоточенный, но довольный жизнью, барабанщик Михаил Ковалев; и всегда готовый к фанку - гитарист Виктор Демидюк. Дубров как всегда шутил, а после фразы «все наши песни говорят только об одном – любите друг друга», попросил звукорежиссера отключить микрофон. Конечно же, пошутил. Вообще за вокалистом было забавно наблюдать весь концерт. Во-первых, в его речь проникли шевчуковские словечки «дорогие мои» и «ребятушки». Во-вторых, Дубров чем-то напоминал бродягу, который слоняясь по городам и весям, перенял телодвижения столичных музыкантов. Весь вечер он то и дело осенял себя хардкоровскими жестами, становясь в инди-рокерские позы. Однако ближе к середине концерта он все больше и больше возвращался к своему естественному сценическому образу.

 

Не стоит даже сомневаться, в этот вечер Лихолесье было лирическим. Дух «романтики» заставлял зрителей танцевать и двигаться возле сцены в такт музыке почти полтора часа. «Хорошая песня» и «Летать» стали двумя кульминационными моментами романтического концерта. Также радовали слух и новые песни, которые Лихолесье незаметно «отрабатывало» на публике.

 

С появлением в группе в августе 2010 года гитариста Виктора Демидюка звучание Лихолесья приобрело более джазовый оттенок. В частности, очень удивило «APOCALYPTO», преобразовавшееся из жесткой полухардовой композиции в агрессивно-фанкующее полотно. Кстати, такой стиль очень гармонично лег на «Бумеранги». Дмитрий Дубров по-мориссоновски практически вошел в медитативный транс, завораживая зал рок-камланием Аскетический бас Трофимова и магические соло-переливы Демидюка придали песне, наверное, уже седьмой или восьмой оттенок в палитре ее звучаний.

 

Завершить романтик-вечер традиционными «Славянскими прощаниями» музыкантам не удалось. Зрители буквально разорвали музыкантов просьбами «на бис». «Сердца красавиц дрогнули и в зале погасили свет», - как сказали бы во времена гусар. Финальным аккордом стало психоделическое «Ещё раз про медведЕй». Песня, в которой на это раз звучало что-то от «Белого кролика» Jefferson Airplane, мимолетно выглядывал Dead Can Dance, а иногда пробегали и вовсе страшные личности пост-гранжа. Собственно романтический вечер завершился на сугубо печальной ноте.

 

И, несколько слов о послевкусии. Концерт оставил одно довольно четкое ощущение. Ощущение того, что у группы Лихолесье уже готов материал для нового альбома. Возможно, в Горловке он будет столь же «популярен», как и предыдущие работы коллектива. Но популярность в музыке далеко не главное. Главное – среди конъюнктуры шоу-бизнеса и застоя самодеятельности сохранить дух настоящего рок-н-ролла.

(Опубликовано под псевдонимом "Азог" на сайте "Горловские Ведомости")

Write a comment

Comments: 0