Как будто Лорды Байроны... (рецензия на "Зимний альбом" группы "Где?")

Чем дольше живу на этом странном и слегка безумном свете, тем больше убеждаюсь, что главное богатство человечества – не деньги, власть и модные девайсы. Его основное сокровище – искусство. Музыка, литература, поэзия, живопись, театр... Все то, что делает человека прекрасным изнутри, что наполняет его добром, развивает духовность и расширяет границы сознания. В тяжелые для Донбасса военные будни случилось небольшое, но, на мой взгляд, чудо – горловская группа «Где?» выпустила новый альбом. Вы спрашиваете: «Почему чудо?». Да потому, что последнее полноценное издание у этих музыкантов выходило целых 8 лет назад! «Зимний альбом» - такое бесхитростное название они дали своей, вышедшей 15 ноября, «попытке символистического осмысления культурно-исторического пространства одного донбасского города». И эта попытка, на мой взгляд, оказалось просто потрясающей. По своей волшебной силе она сравнима разве что с произведениями Мориса Метерлинка.

Сразу после появления альбома в Сети, я закинул его на плеер и решил прогуляться по городу. Улицы Пушкинская, Рудакова, Комсомольская, Гагарина, проспект Ленина, Сквер Героев. Звучащая в моих наушниках музыка, будто перенесла меня на порог той самой Лавки Чудес, неожиданно появляющейся в разных местах Галактики, а потом также неожиданно исчезающей. Возникло чувство нереальности. Словно я оказался в беспечном ноябре 2001 года, где все так уютно и непонятно. Где нет страха, ужаса и боли. Где среди стен «четверки» блуждает звезда общажных коридоров. Где «степь за каналом окрасил пылающий стронций», а «призрак трамвая рассыпал искрящийся звон». Где Детский городок еще охраняют стальные «Исилдур и Анарион», молодые поэты в надежде ищут просветление в «Лире», а за 245 кварталом среди холмов сражаются «книжные рыцари». Я вернулся в свой любимый возраст и ощутил меняющийся вокруг мир. Ну, как тут не сказать спасибо трем музыкальным кудесникам «Где?» - Юрию Шевченко, Руслану Гончарову и Антону Бессонову.


Первое, на что обращаешь внимание в новой работе «Где?» - это звук. Забытого отечественного арт-рока, конца 80-х - начала 90-х. Изящный клавишный рокоренессанс, перетекающий в электронный пост-панк. Сразу же из глубин памяти возникают чудесные композиции питерских групп «Ad Libitum», «Зимовья Зверей» и «Трилистника». Даже что-то есть от московских «Оберманекена» и «Николая Коперника». Сама музыка дышит аристократизмом, изящной интеллектуальностью и неовикторианской эстетикой. Пожалуй, все свои 15 лет существования группа «Где?» стояла особняком среди горловских коллективов. Она дистанцировалась от их русскороковой традиции, электрогитарных утяжелений и «качового драйва». В музыке «Где?» было что-то потустороннее, словно шелест опавших листьев на Монмартре или треск свечи на столе константинопольской библиотеки. Часть внутреннего мира главного композитора «Где?» - Юрия Шевченко. В этот раз вышло нечто совершенно невообразимое и утонченное, словно зависшее над туманной трапецией террикона белое солнце ноября. Думаю, не последнюю роль в обновлении звука сыграл горловский эмигрант-мультиинструменталист Антон Бессонов. Особенно это заметно по песне «Инженер», где Тим Талер расплескивает палитру электронных красок в многоцветье музыкального «вангогства». 


Музыкальной составляющей по своей силе и таинственности не уступает и поэзия. Трудно представить, что в высокий слог можно облечь вполне приземленные образы канала «Северский Донец – Донбасс», Нового года в заводском ДК, «Стирола» или Артема (Сергеев). Но это не только возможно, но и воспринимается не менее романтично, чем Александровская колона, Дворцовый мост или Васильевский остров. Обычно горловские поэты описывают свой город так, словно строят новый жилой массив из панельных «девятин». Стертые, словно медный советский пятак, ассоциации с шахтерским трудом и половецкими степями, а также все эти «угольки» и «братки». Такое ощущение, что с помощью поэзии они "вычеканивают" латунный образ Горловки размером 150 на 30 метров. А вот Руслану Гончарову, выпускнику и преподавателю горловского иняза, удалось контрабандой протащить Горловку в лучшие залы европейской словесной традиции. Поставить этот город в один ряд с миниатюрными улочками Парижа, высокими шпилями Праги и каналами Санкт-Петербурга. Я даже с первого раза не понял, что речь во всех этих прекрасных текстах идет о моем искалеченном и измученном городе. С такой любовью и бережностью автор подошел в описании этого степного страдальца. Кстати, две кавер-песни (Вени Д'ркина и Александра Непомнящего) не только не выбиваются из общей атмосферы альбома, а даже наоборот – добавляют ему описательности Горловки.


Очень порадовала композиция «Штука». После ее прослушивания, наверняка, многим любителям метафизики придется выпить стакан-другой настойки пустырника.  Стоит им только представить «Чужая абстрактность, В которой разлито сплошное ничто, И в этом ничто пролетает ненужная всякая разность». Хармс аплодирует стоя. «Зимний альбом» не только исполнен утонченного юмора, но и сдобрен приличной порцией самоиронии. Один только лорд Байрон, перекатывающийся, словно Шалтай-Болтай, из песни в песню и взывающий из глубин то к Дуброву, то к Икрину, то к Юрию «Вирусу» Шевченко, вызывает время от времени улыбку. Слишком уж он част и нарочит.  Так и выглядывает то из-за одной, то из-за другой колонны в  зале светлой печали.


Двенадцать песен, как двенадцать прожитых месяцев в степном городе на берегу фонтана (того, что на площади Победы).  Небольшое полотно, позволяющее вспомнить тот город, который еще 15 лет назад был полон собственных юношеских тайн и неизведанных троп. Слушая новый альбом «Где?», понимаешь, что не просто идешь по городу, а спешишь на квартирник на «малой Кирова». Что не просто сидишь на лавочке в Сквере Героев, а ждешь приятеля с диском Q65 и книгой Сартра. Что стоишь не в банкоматной очереди, а с полусладким вином под пальто проходишь к любимой девушке в общежитие № 3 иняза. Вы скажите, что я ностальгирую? Нет, я просто заново переживаю позабытую мной Горловку, слушая ребят из «Где?». И, если вы меня спросите: «Где волшебство?», то я молча протяну вам «Зимний альбом».

Write a comment

Comments: 12
  • #1

    MARK AVRELIy (Tuesday, 18 November 2014 08:37)

    Хороший, добрый текст. Ну наконец то, Егор, от подсознательного блока-страха даже иметь мечту: «Воистину права народная мудрость, утверждающая, что стоит быть осторожным со своими желаниями.»
    К чуду и волшебству.
    Даже не прослушав «Зимний альбом» (что я обязательно сделаю), я уже знаю, что, это классные ребята. Самые замечательные люди- те, которые могут кого-то поддержать в тяжелую минуту и вдохновить на творчество. Только искусство способно изменить мир, это локомотив, который движет человечество вперед..
    Мир начал меняться. Осталось только в это поверить и включиться в процесс.
    И посмотреть на фразу из предыдущего поста: «Самое тяжелое сейчас – понимать, что ты живешь во время перемен..» с другой стороны.
    На это почему то опять приходит Тютчев:
    «…Блажен, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие
    Как собеседника на пир.
    Он их высоких зрелищ зритель,
    Он в их совет допущен был -
    И заживо, как небожитель,
    Из чаши их бессмертье пил!»

  • #2

    Sub Rosa (Saturday, 22 November 2014 07:35)

    To MARK AVRELIy AKA Ирусик:

    Хороший, добрый ответ. Ну наконец то, Иришка, от интериоризованных иллюзий своей, как индивида, самостоятельности и уверенности в истинности понимания того, чего же она хочет, выражающихся на деле в элитаризме и презрении к слабым и обездоленным.
    К «чуду и волшебству» - опять иррациональным псевдофилосовским рассуждениям…
    Смею надеяться, что Ваш мир начнет таки меняться…

    Кстати, Ваше явное неравнодушие к поэзии давно пора обратить в реальное творчество. Начните самостоятельно сочинять, наконец. Вам полезно будет.

    Ибо «Если индивид реализует свое "я" в спонтанной активности и таким образом связывает себя с миром, то он уже не одинок: индивид и окружающий мир становятся частями единого целого: он занимает свое законное место в этом мире, и поэтому исчезают сомнения относительно его самого и смысла жизни. Эти сомнения возникают из его изолированности, из скованности жизни; если человек может жить не принужденно, не автоматически, а спонтанно, то сомнения исчезают. Человек осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл - сама жизнь.

    Если человек преодолевает сомнение относительно себя и своего места в мире, если актом спонтанной реализации своей жизни он сливается с миром, то он приобретает силу как индивид, обретает уверенность. Однако эта уверенность отличается от той, какая была характерна для доиндивидуального состояния, так же как новая связанность с миром отличается от первичных уз. Новая уверенность не основана на защите индивида какой-то высшей внешней силой; она и не игнорирует трагическую сторону жизни. Новая уверенность динамична; она основана - вместо внешней защиты - на спонтанной активности самого человека; он обретает ее постоянно, в каждый момент своей спонтанной жизни. Это уверенность, какую может дать только свобода; и она не нуждается в иллюзиях, поскольку устранила условия, вызывавшие потребность в этих иллюзиях…»

  • #3

    Sub Rosa (Saturday, 22 November 2014 07:42)

    To MARK AVRELIy AKA Ирусик:

    Специально подчеркну: «не игнорирует трагическую сторону жизни».

    Хватит делить мир на правильных и неправильных, «взрослых» и «детей», прогрессивных и отсталых и т.д.
    Вы, Ирочка, сможете реализовать свой реальный потенциал, только если перестанете сбегать в мир фантазий.

    Добра Вам.

  • #4

    MARK AVRELIy (Monday, 24 November 2014 15:50)

    Sub Rosa, Вы, наверное, горловчанин (много терминов и попытка идентифицировать и «загнать в рамки»)? Из Ваших слов «соткУ»: мое «реальное творчество»- «философия волшебства» (отчасти шучу, но в каждой шутке, есть доля шутки).
    Загуглите «Семь уровней войны: стратегическая рамка для Украины» Валерия Пекура (только сегодня статья попалась). Прочтите. Будет понятно о чем я. В декабре 2013 я начала 7го уровня «Геокультурного»: мое продолжение «Сна смешного человека» Достоевского -моя ненаписанная «Книга Илая», предназначенная для «внутреннего потребления». С февраля 2014 стали «материализовываться» остальные 6 уровней. Т.е эти войны шли (или готовились) давно, просто я и многие люди об этом не догадывались и столкнулись с недоуменным «что же происходит?» и попытались разобраться…
    "элитаризм и презрении к слабым и обездоленным» - просто ужас. Вы так «услышали» меня и поняли?...
    «Первый горловчанин», с которым я познакомилась- был БОЛЬ : «врачуй мне душу, а не то я хуже чем умру». Он кинул ссылку на блог Егора Воронова. А тут-сплошная БОЛЬ… и много того, на что хотелось сказать «это не так».
    «…не пытайся достучаться. Смелая, хочешь накликать на себя кары египетские?»,-сказал мне «первый горловчанин»…
    Но я хочу достучаться.
    Не хочу говорить жестко. Все пытаюсь быть коварно-мягка, чтобы достучаться...
    Универсальный язык найти непросто. Но я «рискну попытаться».
    21-й век- уж пора отказаться от «языка слов».
    Что слова? Люди дискредитировали их волшебную силу.
    И мы, слыша текст, ищем в нем подвох.
    Слова-лазейки, через которые в нас проникает ложь – чужая темная сила….
    Что слова? Стену непонимания иногда бессилен пробить даже (Славы Вакарчука, к примеру) взгляд.
    А ведь глаза-это зеркало души!
    Может во взгляд, пропущенный через видеоряд, вносятся технические помехи в наш разум- подозрение в предполагаемой лжи?
    Музыка? Круче Баха? Возможно ли?... Музыка не врет…
    Но музыка-слишком долговременный путь, от которого следует ожидать «разряд»….
    Кому то время- это спокойно-плавный непрерывный ряд…
    Для меня время ускоряется и секунды сжимаются в спираль.
    Я ищу мета-язык «энергетики душ». И, если права, то «духи» помогут и дадут «энергетический подзаряд».
    Я пыталась «переключить» Вас, Егор на 7й уровень войны. Ваше слово способно поддержать людей и вдохновить… но добрые люди постоянно опускают дискуссию на первые 4.. . И не только они. «вернитесь в 21-й век»,-звала я…. Может, Вы в 21-м еще не были и застряли в коммуно-социалистическом прошлом и видите в нем будущее и пытаетесь его творчески реинкарнировать? В таком ключе, я априори –враг: классовый (как техническая интеллигенция ) и «лицо вражеской национальности» (Мозговой недавно выразился: «программисты, юристы и прочие национальности…»). Или в нео-коммунизме допустимы исключения?

  • #5

    Sub Rosa (Monday, 24 November 2014 18:16)

    «Несравненной» МаркАвреливне:
    О, Ирульчик, откликнулась таки! Какой же ты (я - Анонимус, приятно познакомиться;) мне враг!
    Как всегда любопытно лицезреть проявления твоего Нарциссизма.
    Творчество есть нечто оригинальное, а не повторение чьих-то высказываний идей и рассуждений.
    Твои «трансценденции» - не более чем рационализации, какими бы витиевато-замысловатыми они не выглядели;)
    С твоим творческим складом мышления тебе нужно заниматься тем, что тебе действительно изначально близко.
    Пусть ты не материалист, но режиссеру это не помеха. Будь самой собой, я в тебя верю;)
    Мой знакомый, например, поступил на режиссерский уже будучи работающим и семейным человеком.
    На худой конец, хотя бы позволь себе начать с живописи, например.
    Вообще, прислушайся к себе, или воспользуйся услугами хорошего психолога.
    Политика – не твое, но жизнь ведь на этом не кончается, правда? Буть смелей, обрети себя. Не сдавайся в борьбе за собственную личность, детка;)

  • #6

    скромный обитатель (Monday, 24 November 2014 18:56)

    В комментах хоть бы слово про альбом. Атмосферная весчь! «Штука» THE BEST

  • #7

    MARK AVRELIy (Friday, 28 November 2014 16:49)

    Sub Rosa, вот все, что Вы обо мне нафантазировали-забудьте- все «в молоко». Угомонитесь. Нарсициссизма во мне нет- есть уверенность в своих силах сформированной личности. Плюс, наверное, профессиональный синдром «приобретенной помощности»-ведь мой рабочий день состоит из «помогите» и «спасибо». В мир фантазий я не сбегаю-я профессиональный ИТ-волшебник.
    Альтруистично-настроенные профессиональные психоаналитики никому не повредят и очень многим людям сейчас нужны, но это роскошь. И где их найти-они у нас есть? А профессиональные психологи (знакомые), обычно, пользуются моей помощью… Пофантазируем… Если внедрить проект «Центр по реабилитации вдохновения» (и живопись там уже присутствует), то людям врачи и психиатры не нужны будут в принципе. Но это в будущем. Сначала нужно остановить войну. А потом и строить, в том числе и в небесном граде Китеже-Горловке........

  • #8

    Sub Rosa (Sunday, 30 November 2014 00:53)

    Обойти страждущего вниманием преступно, поэтому, Ирочка, отвечу тебе. (Без малейшей тени негатива, исключительно из внекулинарного человеколюбия.)

    Иришь, с наивностью, естественной для непосвященного, путаешь личный успех с уровнем развития личности.
    Я, конечно, верю в искренность твоих слов, но сейчас, на расстоянии, без личного контакта, ни я, ни ты не можем выявить внутреннюю мотивировку твоих высказываний. Как твои мысли возникли, не были ли они индуцированы извне? Даже если мы полностью уверены в оригинальности наших мыслей и чувств, в норме обычно они являются рационализацией – таким себе подсознательным объяснением задним числом с присвоением себе «авторского права».

    То, что твои знакомые психологи пользуются твоей помощью – не результат твоих исключительных способностей. Еще Фрейд, чтобы анализировать себя, прибегал к помощи своего лучшего друга, который ничего не знал об этом.

    В современном мире психологии ситуация такова, что в атмосфере общего разобщения бывает тяжело отличить «зерна от плевел». Несомненно, твои знакомые могут быть очень хорошими людьми, но об уровне их профессионализма ты судить не можешь. Следует, как минимум, различать психоаналитиков и психотерапевтов. Большинство ныне практикующих «психологов» - психотерапевты. Они решают проблему скорее не личности как таковой, а именно её социальной адаптации (встраивания в существующее общество). Очень часто бывает, что такие «специалисты» сами мало способны к критическому мышлению и не могут выявлять причинно-следственных связей, кроме тех случаев, что уже освещены в специальной литературе. Подчеркну, что хорошие психотерапевты, безусловно, могут быть очень полезны.

    Твоей фразе «Сначала нужно остановить войну», вырванной из контекста хочется аплодировать!

    Но игнорировать другие твои слова и комменты было бы идиотизмом.

  • #9

    Sub Rosa (Sunday, 30 November 2014 00:54)

    (Продолжение)
    В глаза бросается твое наивное непонимание таких элементарных вещей, как, например, что психологическая поддержка, будь она хоть самой передовой и качественной, не способна в принципе решить проблемы социума, даже после окончания войны. Психические проблемы – симптомы, а не причины. Если причина сильна, никакие «ритуалы», «мантры», «танцы с бубнами» не помогут.

    Почему ты это не можешь понять? Потому что ты являешь собой ярчайший пример выявленного еще в прошлом веке «автоматизированного конформизма». Ты полностью «социализирована» и «встроена» в свою «экологическую» нишу.

    То, что ты родилась в благополучной семье – не твоя заслуга.
    То, что ты получила профессию, которая очень востребована – не твоя заслуга.
    То, что твоя нынешняя работа так хорошо оплачивается, что ты можешь себе позволить определенный уровень жизни даже в страдающей от экономического кризиса и войны Украине – не твоя заслуга.
    Все твои «завоевания», определяемые тобой как «сформированная личность», а на самом деле являющиеся лишь личным успехом – следствие твоего удачного «встраивания» в систему.
    Тебе просто повезло.
    Ты также оригинальна, как кукла, выпущенная крупным концерном игрушек. Твое отличие лишь в том, что ты не дешевая китайская «барби», а, например, Клодин из Monster High.

    Вот, почему ты пишешь о боли так свободно. Ты, просто, не можешь прочувствовать её глубины, тебе это недоступно.

  • #10

    Sub Rosa (Sunday, 30 November 2014 00:55)

    (Продолжение)
    Ребята из Горловки, вынужденные переживать ужасы войны, потерявшие близких, ограничивались всего парой предложений не потому, что они «быдло», или не умеют печатать на клавиатуре.

    Их боль и то, что ты понимаешь под словом «боль», щедро сдабривая им свои комменты, так же близки в смысловом отношении, как океан и среднестатистическое водохранилище.

    Ира, если ты этого не понимаешь, то называться гуманным человеком не имеешь право.
    (Если считаешь мои высказывания в отношении тебя предвзятыми, почитай, хотя бы, «По другую сторону баррикад» Александра Тарасова.)

    Как понять глубину и необъятность, всепоглощающую мощь и фатальную неотвратимость силы Океана, если кроме своего тихого, уютного пруда ничего не знаешь?

    Поэтому, должно быть, и атмосфера «Зимнего альбома» тебя не проняла…

  • #11

    MARK AVRELIy (Tuesday, 02 December 2014 15:44)

    Sub Rosa, Вы пишиете, столько текста, потому что я вызвала столько эмоций или просто хотите забить мой текст, не вчитываясь в МОИ строки? На оригинальность я не претендовала, но первоавторство мыслей, выраженных словами, ни Вы ни я доказать друг другу ведь не сможем? Нет никакого «авторского права» на слова. В принципе. Слова-ничьи. Я не хочу углубляться в эту тему здесь (у меня есть знакомый с двумя вышами и дисером по философии-он постоянно «цепляет меня на спор». Не люблю спорить. Дискуссию люблю. В мирное время. К тому же он-ленинист . Это еще одна тема дискуссии, так что я лучше «поуглубляюсь» на нем).

    Отвечу на самые «животрепещущий» вопрос: «То, что ты родилась в благополучной семье – не твоя заслуга.» Моя! Это же я выбирала в какой мне семье родиться и в каком городе! В замечательной семье водителя и медсестры (до 3-го колена справка нужна?). Остальные вопросы о «заслугах» отпали или нет?

    И слово «боль» мне знакомо очень лично. Но жизнь научила меня не впускать её в сердце, а держать настоянии 1мм. Если впущу-заболею и от этого будет больно близким . Вот скажите, когда была война в Грузии Вам лично было больно?

    Хотели сказать мне «киш»? Так я бы и не появилась тут, наверное, после написания «камента1» (думала, что максимумом переписки будет светлый стих или светлый блог, а на любимое слово «волшебство» надежды вообще было мало). А раз появился контакт, то я этому рада. Только, пожалуйста, за меня не оскорбляйте «ребят из Горловки». По-жизни дружелюбно-равнобедренно общаюсь с разными людьми. От «первых» до «последних» по рангам. Мне интересен каждый человек. В каждом нахожу «что-то светлое» - с этим «бедром» и общаюсь.

    Все еще хотите стать моим врагом? Попытайтесь. Пока это еще никому не удавалось. Но и войны в нашей стране не было. И общения с незнакомыми людьми «из разных телевизоров» через Инет тоже… а может все-таки мир? Универсальный язык найти непросто. Но я «рискну попытаться».

  • #12

    Sub Rosa (Friday, 05 December 2014 06:42)

    О, всепоглощающе эгоцентричная, неспособная к эмпатии, Ируська! Нарциссическое расстройство личности — одно из наиболее трудноизлечимых.
    Твоя профессия и город проживания (москва?) только усугубляют болезнь.
    Чем черт не шутит, но вот тебе мой радикальный рецепт – приезжай в зону «АТО». Возьми отпуск на работе и поживи в новых условиях. Сможешь на деле узнать цену своих способностей и научишься сочувствовать заодно.

    В России не было войн? В России все норм и нет социального расслоения? Твои папа и мама были холодны с тобой?