Электронный Вергилий терриконного звука (заметки об Антоне "Тим Талер " Бессонове)

Долго, очень долго откладывал заметки о творчестве одного из одаренных и утонченных горловских музыкантов Антона Бессонова. Почему? Ну, наверное, потому что трудно подобрать в его отношении эпитеты, дабы не показаться пресным, банальным и самоповторяющимся. Антон – не просто талантливый горловский (киевский, харьковский, украинский) музыкант и журналист, а это творческий человек, который уже давно перерос любые территориальные идентификации. На мой взгляд, плоды его вдохновения уверенно движутся к статусу достояния европейской культуры. Кстати, в немалой степени это касается последнего альбома его проекта «Тим Талер» - «Блокпост». Но об этом чуть позже.

Самого Антона Бессонова я знаю не так уж и давно – лет пять. До этого запомнилось его участие в первом «официальном» альбоме ЛихоЛесья (хотя он и ранее принимал участие в творчестве этой группы) – «Дневник Тани Савичевой». Там он записал гитару для двух композиций – разудало рокенрольной «Посвящение Робертино Лоретти» и суггестивно пессимистичной «APOCALYPTO». Вторая меня особо впечатлила. А вот в следующем альбоме ЛихоЛесья «Летать» звучанием своей гитары Антон изменил, так сказать, «фонацию» всего коллектива. После этого он стал для меня одним из приятных музыкальных открытий Горловки того периода. Хотя до этого у него уже вышло два собственных альбома под маркой «Тим Талер» – полуинструментальный «РЕЧІ» (2005 г.) и авангардный «Цирк, цирк, цирк / Viva, The Circus» (2009 г.). Но, честно говоря, я не любитель экспериментального направления в электронике, поэтому я их не понял. Или, может, тогда еще не был готов к восприятию подобных вещей, поскольку был более привычен к традиционным звукам и их сочетаниям. Все было слишком сложно, непричесанно и экспрессивно.


К творчеству «Тима Талера» лично я проявил интерес после начала его сотрудничества с группой «Детский сад» (лидер проекта - Роман Кондратьев) и выхода в 2012 году их сплит-сингла «Женщина Мужской Мечты/Олины Слёзы». В музыке появился понятный мне мелодизм, да и сама она стала чуть более ухоженной. Помню, что тогда особенно набальзамировали душу «Олины Слёзы» - композиция с депешмодовским привкусом и аппетитными гитарными риффами. Вообще в 2012-13 гг. ребята радовали появлением креативного и порой экстравагантного материала. Чувствовалось, как их творческий атлант «Арина Родионовна Продакшн» расправляет плечи. Синглы, EP, «ремиксирование и каверирование», ремиксы на них, соучастие и соавторство….  В конце концов, в апреле этого года увидел свет их новый полноценный альбом «Человек-огонь», включивший как знакомый слушателям материал прошлых лет, так и совершенно неожиданные «вкусности». Антон Бессонов сотоварищи смогли добиться невозможного – при новом профессиональном звучании сохранить экспериментальный идейный взрывпакет прошлых лет.  Лично для меня «ИNдийское кИNо» зазвучало абсолютно по-новому после 9-летней выдержки и поисков.


«Человек-огонь» - это вполне зрелый музыкальный продукт. В каждой композиции чувствуется, что участники «Тим Талер» уже самоопределились в звучании и душевных (если не больше того, духовных) настройках своего творчества. На мой взгляд, между этим альбомом и «Цирк, цирк, цирк / Viva, The Circus» лежат километры уже разобранных железнодорожных путей. Теперь это настоящая музыкальная шкатулка графа Калиостро, привезенная в дремучие русские дали из диковинных палермских (или, может, шанхайских) краев. Одна песня не похожа на другую, но имеет общий стержень, вокруг которого пляшут разноцветные стеклышки этого музыкального калейдоскопа. «Человек-огонь», действительно, незабываемо странный альбом, очаровывающий своей радужностью языков пламени в сердцах музыкантов. Скорее всего, на мастерство Антона Бессонова повлиял тот опыт, который он получил, покинув Горловку, однако…. Корни все равно чувствуются здешние. Если меня кто-то спросит «Что в нашем городе ассоциируется у тебя с творчеством «Тима Талера»?», то это, наверное, будет «Волшебный двор» недалеко от пересечения улиц Академика Павлова и Герцена. 


Кстати, в начале ноября у «Тима Талера» вышел клип на песню из этого альбома - «ИNдийское кИNо». Среди творческих кругов Горловки (или творческих горловчан в эмиграции) в последнее время очень популярна космическая тематика. Видимо, это тоска по утраченному Гагарину. Клип основан на видеоцитатах советской дилогии ««Москва-Кассиопея»/«Отроки во Вселенной»» с неожиданными явлениями самих музыкантов. Объединение индийских мотивов и научной фантастики вначале приводит в недоумение и некую растерянность, но чем дальше смотришь, тем больше проникаешься простотой и талантливостью этого хода. В голове невообразимым образом переплетаются юношеские надежды на космическую эру человечества, пестрота одежд и плавность танцовщиц нритты, а также совершенно к ним не имеющий отношения трансцендентный текст Антона Бессонова. Что ж, могу отдать должное тому, кто придумал сей неожиданный ход и смог его реализовать. Собственно, неожиданностью наполнено все творчество Антона. От слов и до видеорешений. Мне порой кажется, что в Украине осталось мало музыкантов, которые не боятся подобным образом экспериментировать и искать что-то новое, не затирая до дыр избитые приемы «захвата слушателя».


Но поистине удивительным и будоражащим оказался для меня мини-альбом-сюита «Блокпост». Четыре композиции («Блокпост», «Подвал», «Летний «град»» и «Перемирие»), написанные под влиянием событий Гражданской войны в Донбассе. Нет, тут вы не услышите звуки взрывов, пулеметные очереди и крики раненных. Лишь образы и полутона. Мелодизм классики соседствует с нервной электроникой, монотонность сердечного метронома с суетливостью клавиш, а семплированная печаль с гитарной надеждой. Слова в этом альбоме излишни – они бы создавали ненужную информационную захламленность, коей так фонтанируют дискуссии в социальных сетях и сочатся гнойники телеэкранов. Чистая музыка, в которой слушатель сам может ощутить всю эмоциональную палитру творческого человека, оказавшегося между медиа-прессом политических страстей и реальной угрозой физической смерти. Как говорит один мой друг, «слона, стоящего посреди гостиной, трудно не заметить». Я же добавлю «но тем, кто старается его не замечать, стоит хотя бы на него намекнуть». Антону это удалось не только красочно, но и вполне реалистично.


На последнюю композицию «Перемирие» не так давно ребята сняли клип. Очень странный, и более похожий на видеоинсталляцию к музыке, чем смысловое произведение. Суть его заключается в том, что некий рабочий пытается отшлифовать лежащую на земле проржавешую «ляду» (металлический квадратный люк с металлической лудкой). На своем сайте они трактуют это так: «Видеоряд на «Перемирие» - еще один пазл в головоломке. Он раскрывает, дополняет и оставляет громадный простор для размышления. Не берусь трактовать, оставляю данное удовольствие слушателю». То есть, в принципе, видео может и не нести глубокого смысла. Мой вариант трактовки примерно такой. Судя по «ляде», она очень похожа на те, что у нас ставят в многоэтажках на чердак. Многоэтажный дом, здесь не упомянутый, - это общество. А люк – это ход куда-то из него в небо, но от постоянных покрасок и отсутствия ухода он заржавел. Но тут его снимают и опускают на землю, пытаясь с помощью электропилы восстановить.  И все бы хорошо, но выход в небо остался сам по себе в многоэтажке, а все усилия по обновлению символа – напрасны. В конце он все равно остается ржавым. Тут может скрываться и образ революции - стремления людей «очистить выход на верх» совсем не теми способами, какие нужны. И тщетность  попыток обновить уже необновляемое. И просто напрасная борьба человека с тем, что уже не поддается исправлению. Главный мотив клипа – идет грубый физический процесс обновления чего-то, заканчивающийся ничем.


И еще одна немаловажная деталь о «Тиме Талере» - его содействие молодым музыкантам-горловчанам, которые лишь начинают движение среди высокой травы к слушателю. В этом смысле Антон Бессонов мне напоминает… мистических божеств психопомпов. Проводников душ в другие миры, только не темные, а параллельные. Помните, эльфийские королевства в ирландских сказках, которые существовали вне человеческих глаз? Вот так я себе представляю и мир музыки. Сейчас таких «проводников» именуют «саунд-продюсерами». Но мне больше нравится определение «музыкальный Вергилий». Тот, кто сам прошел все круги экспериментальных мытарств и теперь желает помочь стоящим в начале пути.

Write a comment

Comments: 0