Нескромное интервью. Егор Воронов: "Мы гоняемся за миражами, созданными в нашей голове"

Как известно, симулякры редко встречаются со своими оригиналами. В силу того, что не имеют оных. К тому же гиперреальность, тотальный семиозис и взаимная имплицитность….  Ну, сами понимаете - тут уж не забалуешь. Но вот в преддверии новогодних праздников  Егор Воронов все-таки уболтал автора на то, чтобы тот взял у него интервью. Ибо «типа известный блогер» уже отказал The New Yorker, попросил подождать Esquire, череповецкий «Коммунист» сам отказался, а «Кочегарка» пока не выходит. Так и живем. Итак, все, что вы хотели узнать о Егоре Воронове, но боялись спросить или вам не отвечали.

Foto Ilya Varaksin
Foto Ilya Varaksin

С Егором мы встретились в одном из подъездов горловских многоэтажек. Где-то между шестым и седьмым этажом. Уселись на ступеньки, достали пару бутербродов, домашний вермут и начали беседу. Впечатление мой собеседник произвел, мягко говоря, странное. Во-первых, полупрозрачностью существования, а, во-вторых, малословностью в начале разговора. Длилась наша беседа часа два и оставила, как и ожидалось, больше вопросов, чем ответов. Говорили о многом – о тщетности бытия, рыжих девушках из иняза, предпочтительности Венедикта Ерофеева Карлосу Кастанеде, стандарте обжима витой пары T568B, труде Отто Вейнингера «Пол и характер», а также Георге Тракле и Хантере Томпсоне. А потом перешли к самому интервью.


- Егор, первый вопрос, как ты понимаешь, будет о твоем существовании. Ты есть?


- «Cogito, ergo sum» - так, по-моему, утверждал старик Декарт? Ты, конечно, можешь меня спросить: «Существует ли Егор Воронов в реальности»? И я отвечу – смотря что ты подразумеваешь под словом «реальность». Для многих, к примеру, медиаобраз политика намного реальнее, чем их соседи. Вот, Путин. Людям он даже снится, и для них он намного ближе (реальней), чем родственники из Сургута или Коломыи. Хотя даже я не знаю  – существует ли Путин в реальности. Или другой пример - человечество дойдет до того, что сможет подключать мозг к интернету. То есть, тело умирает, а мозг живет и общается. Будет ли существовать такой человек? Егор Воронов видит, слышит, мыслит и чувствует. Вам достаточно этого, чтобы  воспринимать его, как живого и реального человека?


- Ладно, я понял. А причины твоего появления в этой гипер- или просто реальности?


- В определенный момент возникла необходимость появления в Горловке того, кто выражал бы точку зрения простого горожанина. Говорил о том, что думает или чувствует простой человек. И оказалось так, что выразителем этого мнения стал человек, у которого был опыт работы в СМИ, но ему не нравилось то, как работают масс-медиа. У человека была основная работа и свободное время, которое он решил отдать информационному творчеству. Это был май 2011 года, по-моему. Тогда он начал писать для интернет-портала «06242», редактором коего на тот момент был Александр Билинский. Вот он-то и предложил человеку писать. Денег за эти записи никто не платил, но и тексты никто не редактировал. Вышло 9 заметок в блоге. Потом у сайта поменялось руководство, и человек прекратил писать, поскольку стало, непонятно кому его записи там вообще нужны. 


- А Егор Воронов-то как появился?


- Один мой хороший знакомый работал на «Горловский Медиа Портал» (он же 0624.com.ua – авт.) и предложил: «А давай у нас будешь писать, я с редактором поговорю». Поговорил. Система все та же – они оставляют текст нетронутым, а автор пишет на добровольных началах. Вот так и получилось, что с января 2012 года на этом сайте появился блог «Особое мнение».


- И все же, как появился Егор Во…


- Автор печататься не пожелал по, скажем так, рабочим причинам, поэтому решил создать симулякр. Изображение без оригинала – думающее, живущее и чувствующее. Выражающее не чьи-то интересы, а высказывающее свою точку зрения. Поэтому и основополагающим принципом работы проекта стала некоммерческая деятельность. Только то, что думаешь и чувствуешь. Субъективность, антиполитичность и творчество. Егор Воронов – это обычный житель Горловки. Не политик, не бизнесмен, не общественный деятель. Житель.


- А «Наблюдения о Военной Горловке» - это коллективный труд или взгляд одного автора?


- Это мои наблюдения, но здесь собраны переживания, эмоции, чувства и других людей. Большая благодарность бывшем работнику «Горловского Медиа Портала», который был моим главным «наблюдателем» тогда, когда меня не было летом в Горловке. Теперь же я много общаюсь с самыми разными людьми и стараюсь описать картину происходящего их словами-впечатлениями. В этом случае я превращаюсь в многоглазое и многоухое существо (смеется).  Ты можешь спросить - почему «Наблюдения» не включают описаний техники и позиций противоборствующих сторон. Понимаешь, подобные вещи – это угроза для людей. Сейчас напишешь где и что стоит, а через час туда прилетит «подарочек» от канониров. Когда такое пишешь нужно понимать, что ты не историк, а современник.


- Поэтому и не фотографируешь сейчас?


- Честно говоря, немного стрёмно это делать в городе, где идут военные действия. Фотография – это одиночество. Тебе никто не должен мешать и у тебя должна быть свобода действия. А какая уж тут свобода, когда тебя могут принять за наводчика, а технику – за снайперскую оптику. 


- Фотография – это одиночество?


- Ты удивлен? Да, это идеальное состояние. Тебя никто не просит что-то удалить, никто не говорит тебе, что сделать. Ведь всегда есть те, кто просит тебя этот снимок не выкладывать, а этот кадр вообще никому не показывать. Есть у меня друг, Илья Вараксин – талантливейший фотограф. И так становится обидно за некоторые его работы, которые он не выкладывает, потому что кто-то попросил. А там, действительно, поразительные кадры. Смотришь на них и сам учишься творчеству в фотографии.


- Творчество? То есть, то что ты делаешь - это не только информационная деятельность?


- А я никогда особо и не занимался информационной деятельностью. Я давал и даю информацию, но не информирую, чем занимаются журналисты. В который раз говорю, я – не журналист. Журналист – это тот, кто работает на кого-то, получает зарплату и пишет в строго установленных рамках. Современный журналист – это разновидность агитатора, который «толкает» покупателю товар. Политический, государственный, религиозный, промышленный, идейный. Эффективность работы журналиста измеряется тиражами, рейтингами и процентами. Я же просто предлагаю человеку свой взгляд на ту или иную проблему. Хочешь – бери, не хочешь – не бери. Мой блог действует по принципу фенечного подарка хиппи. Считайте, что я пишу в стол, который стоит на улице. Прохожие хотят – заглядывают в него, не хотят - не заглядывают. Каждый берет то, что ему там интересно.


- Тебя часто обвиняют в призывах к тому-то и тому-то. Ты сам как на это реагируешь?


- А зачем мне кого-то призывать? Денег мне за это не дают, партии у меня нет, организации – тоже. Я сам по себе и одновременно за всех людей. Вернее за тех, кто таки является Человеком, во всех смыслах этого слова. От физического до духовного. А обвинения… Ну, пусть обвиняют. Я рассматриваю это как… ну, скажем к моему столу, стоящему на улице, подходит полицейский, читает и обвиняет меня в распространении афиш экстремистского толка. Но, согласитесь, между лежащей в столе бумагой и афишей/листовкой все же есть разница.


- Кстати, о партии. Не думал создать что-то свое? Гражданское движение там или общественную организацию. Ты же – анархист.


- Погоди! То есть, если человек христианин, то он должен создать христианскую церковь? Ты путаешь внешний храм с внутренним. Лично я не уверен в своих, скажем так, профессиональных навыках, дабы становиться священнослужителем. Будь то анархизм, коммунизм, христианское учение или коммерческая структура. Люди отчего-то думают, что раз ты назвал себя анархистом, то должен немедленно лезть на баррикады. Даже если нет условий для создания анархического общества. Но, простите, костер не разгорится, если нет дров. Дрова нужно искать, заготавливать и разумно использовать. Иначе замерзнешь, либо разожжешь его так, что люди будут его бояться. Для анархической идеи сейчас время заготовки дров. Активная гражданская позиция не значит, что ты должен возглавлять что-то, это может быть готовность кого-то поддержать.


- А как появился самостоятельный блог?


- «Особое мнение» просуществовало почти год – до января 2013 года. Вышел 41 материал. Писал о медицине, политике, сельском хозяйстве, церковной жизни, культуре, троллейбусах. Да, господи, о чем только не писал! А потом почувствовал, что сказать-то уже и нечего. Потом – семь месяцев отдыха и постоянные идеи о том, в каком русле двигаться. Была мысль видеопроекта (так и не похороненная до конца), собственного информационного ресурса и творческой площадки. Почти победило последнее. То есть, произошел Евромайдан, который не мог оставить в стороне и Егора Воронова, а параллельно началась творческая деятельность. Потом уже появилось столько материала, что 1 мая в 00:00 запустился собственный сайт. Это скорее хранилище всего созданного, чем какая-то площадка. И, прежде всего, хранилище творческого материала.


- Ну, стихи, верлибры,  фотографии…. Это твои подписчики и друзья в ФБ и ВК могли и раньше видеть. Есть еще что-то?


- Да, конечно. Если помнишь, то 31 августа прошлого года в Музее миниатюрной книги прошел концерт, где я принял участие в «полуживом» виде (смеется). Звучали стихи в аудио-сопровождении двух друзей. Это был результат четырех репетиций. Ребятам понравилось, да и мне, честно говоря, тоже, и мы решили продолжить. Репетировали до февраля 2014 года, а с весны сели за звукозапись. В проекте приняли участие многие хорошие друзья – Алексей Просто, Дина Галузо, Михаил «Механик» Матюшков, Кот, Карняша, Дрокон. А еще человек по имени Евгений, который записал нам губную гармошку и флейту. Это не считая двух основных музыкантов – Артура Шихарбеева и Романа Мирошниченко. Последний сейчас занимается сведением и мастерингом. А первый, увы, в связи с боевыми действиями покинул Украину. Оба они – участники нового творческого проекта Ильи Вараксина – «EliJAH and the STONERS». Когда же наше темное творчество увидит белый свет – не знаю, но надеюсь, осталось недолго.


- Что это будет? Рок, металл, электронная музыка?


- Трудно сказать – все вместе. Это точно не будут песни в традиционном понимании этого слова. Скорее чтение стихов под музыку. Но музыка не будет просто аккомпанементом. Это будет отдельное произведение. Артур и Роман – талантливые люди и ограничивать их я не собираюсь. Они делают, действительно, интересную музыку, стилевой диапазон которой варьируется от блюза до хеви-металла, от джаза и до гитарных сюит. Это будет использование привычных форм в непривычном качестве. У нас есть даже репетиционные варианты в тяжелом звучании – с барабанами и дисторшном. Мы искали долго что и как, но, думаю, уже нашли.


- Окей, давай о… или, как нынче говорят, за политику…


- А давай не будем.


- Я думаю, это неизбежно.


- (вздыхая) Ну, если без этого никуда.


- Так ты за ДНР или за Украину?


- Давай я переведу ответ из катафатики в апофатику. Я против любого несправедливого государства. Любого государства, которое зиждется на насилии, принуждении и ограничении прав и свобод человека. Как я могу быть за Украину, если она превратилась в настоящего монстра? С декабря прошлого года у меня начало складываться ощущение, что украинский патриотизм – это какая-то разновидность Т-вируса. Из доброжелательной нации, коей украинцы были еще во время Евро-2012, они превратились в национал-каннибалов. Не все, но это приобрело массовый, эпидемический характер. Избивают инакомыслящих, оправдывают экономическую блокаду своих сограждан и закрывают глаза на мародерства нацгвардейцев. Доходит даже до того, что обстрелы городов артиллерией ВСУ они комментируют: «Все верно. А как им еще объяснить, что они не правы». За эту ли страну я должен быть? Что же касается ДНР, то это не государство, это территория войны. Если она станет государством, то об этом и будем говорить – за нее я или против. 


- А что должно произойти, чтобы ты начал поддерживать одну из сторон?


- Чтобы кто-то из них начал бороться за социалистические принципы построения общества. В ДНР это есть частично, но говорить, что тут прям все за социализм… Такого сказать я не могу. Для меня сейчас в отношение ВСН очевиден один факт – здесь воюет много жителей Донбасса. Эту войну они расценивают, как посягательство Украины на их землю, на их жизнь и уклад. Вот, памятник Ленину в Северодонецке. Кто давал право нацгвардейцам его валить? Они жителей спросили? Нормальный человек не приходит к кому-то домой и не бьет там посуду. Что это такое? За такое можно и в морду получить. Тем более, применение Вооруженных сил и артиллерии в Антитеррористической операции. Это что вообще такое? Это – война. Спросите жителей Славянска – они за Украину? Они вам ответят, что они за мир, но не за украинские войска. Люди попросту запуганы тем, что это все может повториться. Это как если бы шумно возмущающегося товарища избили, а потом сказали – вот видите, он молчит, значит, со мной согласен. Это не мы пришли менять уклад жизни Киева. Это к нам пришли, с пушками, танками и грузовиками для «добычи».


- Давай, о чем-то более мирном…. Как относишься к фразе БГ «Война закончится, как только мы выключим телевизор»?


- Ну, поскольку мне приходилось не один раз бывать на пресс-конференциях этого замечательного человека, то положительно. Многие его фразы не стоит понимать так буквально, как кому-то хочется. Помню, в Донецке он как-то заявил: «Меня не существует - это фантом». А еще лет десять назад на  желтой стене одной из донецких двухэтажек было написано «Убей в себе телевизор!». Выключить нужно не только внешний телевизор, но и внутренний. Телевидение – это на 95% шлак, засоряющий мозг. Интернет, в принципе, тоже, но тут есть хотя бы возможность выбора. Хочешь – читай Брэдбери, а хочешь – смотри сюжеты «ТСН». Телевидение – это рабство. Телевидение, как и государство, хорошо тогда, когда ими руководят ответственные и профессиональные люди с высоким этическим уровнем. Ты включаешь, и тебе в голову льется неконтролируемый поток «идейного товара». Конечно, можно включить фильтры, но любые фильтры рано или поздно забиваются и голова ломается.


- То есть, причина войны не внешняя, а внутренняя?


- Тут даже не может быть сомнений. У Пелевина в Empire V было: «Ум занят поиском счастья. А ум, гонящийся за счастьем, может двигаться только в сторону сотворенного им самим миража, который постоянно меняется. Никакого “счастья” во внешнем мире нет, там одни материальные объекты. Страдание и есть столкновение с невозможностью схватить руками созданный воображением фантом». Выступая за единую Украину или Новороссию, мы гоняемся за миражами, созданными в нашей голове. В реальности их не существует. В реальности есть пограничные столбики, флажки и книжечка, в которой написано то, что должно быть в голове. Итог этих миражей – реальная смерть человека. Ради идейных фантомов люди готовы сейчас оскорблять, морить голодом и убивать один одного. Понимаете? Уничтожение реальности ради гиперреальности. Нет национальностей, есть красная кровь. Нет законов, есть уважение друг к другу. Нет Украины и России, есть земля, на которой ты живешь. Нет интересов нации, есть человечность.


- А как ты себя позиционируешь – анархо-… кто?


- Анархо-гуманист. Не псевдогуманист, который начитался хипстерских книжек и хочет жить, как все нормальные люди, а человек, чья Родина – весь мир, человечество – национальность. 


- Что ждешь от Будущего?


- Глобально? Колонизации планет и духовного роста цивилизации. А если локально… то понимания окружающими важности быть Человеком. Голосовать не за Порошенко или Путина, а выбирать Саймака, Хемингуэя, Ван Гога и Леннона. Уметь слышать друг друга и не жертвовать реальной жизнью ради мифов и фантомов. Писать стихи, сочинять музыку и бороться с тьмой, пришедшей со Средиземного моря и накрывшей в очередной раз наш Вавилон.

Write a comment

Comments: 7
  • #1

    Зоя (Thursday, 25 December 2014 18:28)

    "Из доброжелательной нации, коей украинцы были еще во время Евро-2012, они превратились в национал-каннибалов." - очень верное наблюдение, между тем нигде еще не встречала подобную формулировку

  • #2

    Евгений (Friday, 26 December 2014 08:50)

    Особенно доставило,"старик Декарт"-"на коротке с философами","Нью Йоркер"-авторитетно,"тьма со Средиземного моря накрывшая Вавилон(?)"-"духовно и романтично",несмотря на абсурдность.
    И апофеоз,"колонизации планет и духовного роста человечества"-это почти дословно "космические корабли бороздят просторы Большого театра".
    Ну,по содержанию,уже помягче,но не без зачетных антиукраинизмов.Это правильно.

  • #3

    Alyk (Friday, 26 December 2014)

    // Писать стихи, сочинять музыку и бороться с тьмой // для меня в одном предложении не увязываются.

    пока не пришла тьма - меня ничего другого, кроме творчества и не интересовало. а теперь тьма заняла все пространство - и материальное и духовное. нет места творчеству :(

    с причинами поглощения нас тьмой я с тобой полностью согласен, почему с большим интересом и читаю твой блог. но со средствами борьбы и движения к цели... ну вот - голосовать за ван-гога и леннона - тут улыбнуло)

    да - и the new yorker больше не отказывай ;)
    и не жди поездку в гагры(с)

  • #4

    Егор Воронов (Friday, 26 December 2014 10:08)

    Евгений, а вы комплексуете быть с философами "на коротке"? Уверяю Вас, что многие из них были еще теми бродягами Дхармы. Да и против иронии они, думаю, ничего бы против не имели. "Нью Йоркер" - абсолютно не авторитетно, а вот череповецкий "Коммунист" - куда более авторитетно. А насчет Вавилона - вам объяснить семиотическое значение Вавилона в христианской системе символов? Или объяснить постмодернический принцип построения этой фразы? Я думаю, не стоит... вы же троллите, ага?
    А чего вы ждете от Будущего глобально? Какое будущее - Мир Полдня или Хищные вещи века?

  • #5

    Егор Воронов (Friday, 26 December 2014 10:11)

    Alyk, я категорически за самиздат))) Поэтому "the new yorker" - может подождать))))
    А методы борьбы с тьмой.... Наверное, я ничего нового не открою - это те же методы, что были популярны в Америке во время войны во Вьетнаме. Увы, подобного я не наблюдаю ни в России, ни в Украине.
    И если тьма вытеснит творчество. то... все - тлен)

  • #6

    MARK AVRELIy (Friday, 26 December 2014 10:48)

    Мальчики не ссорьтесь... Вот тока задержись в будущем... Кстати "Там все добре"- там "Артемида" рулит.

    Насыщение «волшебным елеем» оставим для ФБ?... : «давай еще, жги, творец!», «даешь радио!» (это было cool ), .. «даешь возглавить министерство информации ДНР!»…

    И какой сегодня «полицеский»? Добрый? Злой? Простой? Сложный? ... Исправлять гейзенбаги, мандельбаги?.. Найти главный шрёдинбаг? .. Чтобы его найти, нужно освоить «список литературы» (на основании чего получаются столь дивные потоки сознания). А еще «недообработан» списочек литературы Сергея Исаева=Доброго Самарянина (один чел, друзья, соратники? Да какая разница!) - «анархологов», «наркологов», «психиаторов».. -популяризаторов дивного мутабора…

    Одна ремарка:
    «… ну, скажем к моему столу, стоящему на улице, подходит полицейский, читает и обвиняет меня в распространении афиш экстремистского толка. Но, согласитесь, между лежащей в столе бумагой и афишей/листовкой все же есть разница.»
    Егор, есть разница между бумагой лежащей в столе, стоящем в доме, вход в который имеет только хозяин, и «бумагой», выложенной на «стол», поставленный на всеобщее обозрение. Если уж осознанно пытаетесь «внести баги», то будьте хотя бы логичны. Если неосознанно, то прорабатывайте логику своих текстов. Подумайте о тех, кто:«…Ты включаешь, и тебе в голову льется неконтролируемый поток»… Попытайтесь контролировать свой поток. Учитесь говорить «нет» даже собственному симулякру ( «…за политику...- (вздыхая) Ну, если без этого никуда»).

    И, поэт, и плети, о плети «свою блестящую паутину»! Поэзией соврать себе (и людям) труднее. А кто-то ( а может сам?) напишет дивную музыку… А музыка врать не умеет.

  • #7

    Евгений (Saturday, 27 December 2014 08:29)

    Видите ли,Егор,речь идет не о "накоротке",или о пафосе,или о "псевдокрасивостях".В конце концов-это личное дело.Речь идет о знаниях и их отсутствии.При отсутствии знаний обычно используют мифы-ложь,что смертельно опасно.Конечно, можно использовать и поэтику,для описания происходящего.Вот пример поэтической формы описания произошедшего и происходящего на Донбассе:
    Батька Махно смотрит в окно
    На дворе темным-темно
    На посту стоит монах
    Еле-еле на ногах
    Спит монастырь, дремлет село
    Мошки бьются о стекло
    Звезды светят и луна
    А в округе тишине

    Мертвые с косами вдоль дорог стоят
    Дело рук красных дьяволят
    Мертвые с косами сьросили царя
    Занималась алая ....
    Хотя,есть и научно обоснованное видение происходящего(и на Донбассе,и в мире),в том числе и с точки зрения марксизма.Но,оно необходимо только тем,кто ориентирован в жизни на конструктивное творчество,а не на разрушение и саморазрушение.