Plotnik82.Перезагрузка

Как обычно начинают рецензии? Например, с каких-нибудь глубокомысленных рассуждений. Хотя почему каких-нибудь? Таких, чтоб аж зубы сводило от эстетической вычурности. Вот и мне захотелось выдумать нечто подобное, да только вот растерял я все слова, как хлебные крошки в походном рюкзаке. Смешались с книжными соринками и осенними паутинками. Раскрошились, да так снова и не скрошились. Поэтому начну со старой византийской легенды. Жили два брата – Ставракий и Никифор. У одного была жена, дети, лодка и верный пес Дука. У второго – кувшин козьего молока, буханка хлеба, выцветшая туника да сандалии с загнутыми носами. Родились они в один день с разницей в шесть лет. Ставрикий ловил рыбу, а Никифор пас коз. И вот, накануне их дня рождения, приснился обоим один и тот же сон. Будто и не люди они вовсе, а два куста. Один – можжевеловый, а второй – шиповниковый. Росли себе, росли, а потом сорвал их проходивший мимо императорский повар. Один стал приправой к мясу своего пса для заморских гостей, а из второго сделали гюльбешекер. Проснулись братья поседевшими, и пошли друг к другу в гости. Встретились на середине дороги, обнялись и попросили прощения. До этого лет двадцать не разговаривали. Поссорились из-за отцовского наследства – куска земли, где кроме кустов можжевельника и шиповника ничего и не росло. И, если бы не сон, то так бы и не встретились они до конца своих дней. Жаль только, что и не легенда это совсем. И уж тем более не византийская. Да и не старая, а придуманная мной только что. Ну, с чего-то же нужно было начинать.

В последний день лета 2015 года в неконтролируемый полет по интернет-пространству вышел второй студийный альбом горловской группы Plotnik82 «Миелофон у меня». К сожалению, из-за войны ребятам пришлось покинуть пределы родного города, но от этого они меньше горловчанами не стали. Для меня они все так же будут одними из главных терриконно-карьерных духов нашего города. В каждой песне звучит что-то близкое моему степному сердцу – утраты, вера в светлые сказки, отчаяние, радость возвращения и боль. Не знаю, что конкретно хотел донести Дмитрий Дубров (в одном из интервью он признавался, что вообще не стремится нести месседжи в массы), но вот эти мотивы в его новом альбоме стали для меня наиболее близки. Сам лидер проекта пишет об альбоме так: «Это вторая моя работа в рамках проекта PLOTNIK82. Альбом записывался больше года, работа над ним шла в разных городах, на разных студиях, репетиционных точках, квартирах... Этот год был непрост для меня: жизнь кардинально менялась, времени на запись практически не было. Но каким-то загадочным образом всё получилось. Многие из нас помнят фразу: «Миелофон у меня!», ставшую популярной после выхода на экраны фильма «Гостья из будущего». Не столь существенно, какими были функции прибора со странным названием. Куда важнее то, что он позарез был нужен каждому из ключевых героев фильма, был чем-то вроде идеала, за который стоило бороться до последнего. Для меня «миелофон» — метафора смысла существования каждого из нас. Пока человек крепко держится за этот смысл, его невозможно уничтожить ни пропагандой, ни экономическими кризисами, ни вооружёнными конфликтами».


О дегте. Сразу же о том, что мне не понравилось у «плотников» - присутствие не-своих песен, повторение старого материала (вернее их переделки) и малословность большинства оставшихся. Все-таки товарища Дуброва я всегда любил за текстовость. Насыщенные образы, глубину Слова и неожиданные смысловые повороты. А тут получилось, что из 10 песен (не учитывая ремикс Тима Талера) – всего три, так скажем, традиционные. Хотя самой лучшей композицией альбома, на мой взгляд, стала все-таки немногословная – «Перезагрузи». Этот альбом не покидал мой плеер почти 29 дней. Я вслушивался в каждый вкрадчивый речитатив Дуброва, расчесывал осеннюю бороду Патриарха, соглашался с отсутствием Родины и бродил по темным коридорам кунсткамеры. Дышал новым сентябрем. Несмотря на то, что альбом увидел свет еще в конце августа, но девятым месяцем здесь пропитана каждая нота. С ног до кончика синтезатора. Даже инструментальная композиция «19.02.2014» незаметно приглашает посидеть где-то на берегу ивовых прудов и посмотреть на баталии лиственных пирог на воде. 


Я не музыкальный критик и в том, что напишу, вы не встретите специализированных терминов. Я напишу о том, что услышал сам. Итак, «Борода». Одно из хождений Афанасия Никитина за три моря. Ходил наш путешественник и по колумбийским берегам дорогого моему сердцу Габо, и в неведомые небесные дали с черным молоком, и даже к царице Клеопатре заглянул. Несмотря на то, что песня несколько конспективна, тем не менее, хорошо помогает проснуться с утра. Моя рекомендация для прослушивания – общественный транспорт. Все приобретает довольно сумбурный, кафкиканский сюрреализм. Бабушки с «кравчучками», пафосного вида студенты, подстриженные взгляды работников соцсферы и каменные мысли рабочих. И тут «оголяются твои провода, изнутри наружу растет борода». Такое чувство, что реальность здесь и сейчас красят томосоеровской краской, параллельно вручая некое супрематическое яблоко. Вот так, до начала этой композиции «жизнь казалась пустой, а существование – тяжким бременем». И тут началось такое!


«Яна Амаль Гине». Автор песни – минский автор-исполнитель Паша Green. Лично я текст понимаю лишь краем сознания, различая местами в нем остро социальные интонации вкупе с гражданской лирикой. Короче, нужно подучить белорусский. Здесь мне понравилась музыка. Размеренная, затягивающая, пейзажная. Горизонт и земля тут очерчены слегка, а основную часть полотна занимает небо и загорающиеся где-то за ним узоры метеоритного дождя. Вслед за этим следует блюзовое депо им. Мадди Уотерса, откуда отбывают скоростные локомотивы с 12-тактовыми вагонами. «Перезагрузи» - та самая композиция, которая лично для меня стала темной жемчужиной этого альбома. Все-таки, блюз от Дуброва – это беспроигрышный творческий вариант бытия. Слушайте его дозировано, поскольку концентрация драйва может привести к необратимым рокенрольным последствиям. И, конечно же, Александр Чернецкий. К концу песни остается только одно желание – переслушать ее заново. Хотя, как таковых, текстовых полотен там нет. Но своим драйвом он затягивает в глубины какого-то безумно-блюзового ритуала. На алтаре коего покоится тот самый загадочный миелофон.


Новое звучание «плотники» подарили двум песням ЛихоЛесья – «Глубже река», ставшей более фанк-джазовой, и «Тебе», спетую тремя мужскими голосами – Дуброва, Вдовина и Яровикова (вокалисты «Plotnik82», «Недра» и «Сердце дурака»). Последняя стала еще более романтичной, приобретя даже некий оттенок «гимна». Это, пожалуй, одна из наиболее перезаписываемых песен Дмитрия Сергеевича Дуброва. И одна из самых любимых в народе, поскольку автор ей частенько завершает живые концерты. Вторая сильнейшая по эмоциональной шкале Рихтера композиция в альбоме – «Из этой страны», авторства Дениса Солодягина. Если бы меня попросили сравнить ее с чем-то древним, то это, скорее всего, был бы Александрийский маяк, разрезающий туманными стрелами света тьму нынешних дней. Грустная до скрежета реальности песня, написанная задолго до нынешних событий в Донбассе. Если еще не слышали – настоятельно рекомендую. И, как продолжение – дубровская «Родины нет во мне». Не знаю, что…. Вывод, размышление, ощущение человека, на земле которого идет война. Некое разочарование в глянцевых картинках, информационной мишуре и идеологических святынях.


И две неожиданные вещицы, которые я с уверенностью могу назвать свежими и полноценными песнями Дмитрия Дуброва и Кирилла Александровского. Первая – «Было и прошло». Шкатулочно-сказочная. Смягченная женским вокалом лидера группы «Обаяние Невовлечённости» Алены Кавковой. Песня больше всего напоминает танец марионеток на цыпочках. Танец, в котором таят нити, раскрываются заколдованные чувства и куклы превращаются в людей. Или люди перестают быть куклами. Вторая вещица – «Черная вдова». Северная метель звуков откуда-то с Невы, приправленная горловской киноварью. Очень тонкий и лиричный текст, которого я ждал весь альбом. То самое, что лично мне и хотелось услышать от Дмитрия Сергеевича. Это обратная сторона блюзового драйва Дуброва – лирическая сказочность. Отдельным треком здесь идет талантливый ремикс песни «Родины нет во мне» от Тима Талера, который преобразил ее в отдельную композицию «Один из них». Описывать метаморфозы, которые производит со звуком Антон Бессонов – тоже, что архитектурной терминологией объяснять сиртаки. Так что – лучше послушайте.


Ну, чего недоброго лукавить, в рок-формате Дмитрий Дубров мне нравится больше. Теперь можно только утирать слезы и переслушивать его давние работы. «Plotnik82» - это отдельный проект, со второго альбома заживший своей жизнью. Полноценной в плане саунда, качества и настроения проект. Говорят, что в живом исполнении это просто какое-то хай-тек шаманство на сцене. Увы, мне пока доступна только запись. Поэтому еще раз перезагружу Бороду и вспомню, что в этой жизни было и прошло.

Write a comment

Comments: 0