Особое мнение: кто, кому и в каких количествах продает в Горловке "опиум для народа"

Журналистика – это одна из самых стремительно развивающихся отраслей торговли в Украине. Право покупать или продавать информацию, а также оказывать pr-услуги, работникам масс-медиа гарантирует свобода слова. А минимальная ответственность, неисчерпаемость «товара» и гибкая система ценообразования – это те три волшебных боба, которые открывают журналистам путь к их золотоносной гусыне. Как гласит народная мудрость: «Если вам скажут, что журналистика – вторая древнейшая, – не верьте! Вначале было Слово».

Вы считаете, что работа в средствах массовой информации – прибыльное дело? Спешу вас разочаровать, это не так. За десять лет репортерской практики ничего, кроме «камментов» и зарплаты «ниже среднего уровня», я так и не получил. Поэтому пришлось сменить квалификацию. Со временем для души начал вести «путевые заметки блоггера». К работе «собратьев по цеху» интереса тоже не потерял, постоянно знакомясь с материалами видных российских и украинских изданий. Безусловно, работа журналистов в Горловке мне также интересна. Однако в последнее время она все больше стала напоминать старый анекдот: «Армянское радио спрашивают: «Что общего между жизнью и курятником?». Ответ: «Каждый стремится сесть повыше, клюнуть ближнего и нагадить на нижнего».

 

Я понимаю, что в Горловке рядовому журналисту невозможно получать достойную зарплату, поэтому в преддверии выборов приходится работать на какого-то из «дядь». Что раздувание проблем, вытаскивание «жареных фактов» и нарочитая вульгаризация языка – лучшие способы «подогрева» читательской аудитории. Это игра, позволяющая СМИ выжить в сложных условиях провинциальной инфосреды. Другое дело – вынесение на публику сора из избы. Когда журналисты, начиная верить в свой искусственный статус «вершителей судеб», перестают воспринимать критику и ради денег порочат коллег. Ведь хочется, чтобы работники масс-медиа являлись частью мыслящей и нравственной горловской элиты, уважали друг друга и способствовали воспитанию гражданского общества. А если между ними и возникали бы споры, то они бы напоминали беседу адвокатов, а не ругань продавцов.

 

В данном материале предлагаю свой взгляд на некоторые горловские СМИ, их достоинства и недостатки. Чтобы развеять чьи-то подозрения, сразу же оговорюсь – никакие «режиссеры» или пресс-службы молодого мэра его не заказывали. Кроме того, одной из побуждающих причин для написания этого текста стал скандал вокруг материала «Туи сменили барбарисы...». Откровенно говоря, мне было неприятно читать исполненные злобы комментарии и «ответные статьи» коллег. Возвращаться к этой теме я не буду и уж тем более выяснять, кто прав, а кто нет. Оставим этому материалу роль индикатора отношений горловских журналистов к критике в их адрес.

 

Начнем с наиболее авторитетного горловского издания – газеты «Кочегарка». Выходит она с 1919 года. Как любят шутить местные журналисты: «ни стиль, ни авторы, ни PageMaker с тех пор в газете не изменились». Если какое-то средство массовой информации и выживет после ядерного взрыва, то это, безусловно, будет «Кочегарка». Издание символизирует собой в Горловке нечто вечное и неизменное. Оно является не только кузницей журналистских кадров, но и последним прибежищем для многих из них. При всем критическом отношении к муниципальной власти, газета всегда была близка к правящей элите города. Видимо, в этом и кроется причина подчас высокомерного поведения «кочегаровцев», приходящих за интервью в городские инстанции. Даже мне, человеку редко выступающему в роли интервьюера, довелось услышать: «Я из «Кочегарки», вы обязаны дать мне информацию». Редактор сего славного издания часто любит вспоминать, как в советское времена только одно название его газеты открывало кабинеты шахтерских директоров и поражало молнией с неба нерадивых чиновников.

 

Язык же издания оставляет желать лучшего. Первый недостаток – сухость изложения. В статьях часто не хватает экспертных мнений и противоположных точек зрения. Складывается ощущение, что тексты подгоняются под уже заранее разверстанную полосу. Кроме того, статьи и заметки сильно заштампованы канцеляризмами официально-делового стиля. Лишь изредка можно лицезреть живую журналистскую речь. Да и то, если статье подарили «больше места». Кроме того, мне не единожды доводилось слышать нарекания чиновников и служащих, мол, журналисты грешат ошибками в фамилиях. Второй недостаток «Кочегарки» – «неразборчивость» фотографий. Они настолько малы, что в них не только трудно определить композицию кадра, но и разобрать лица запечатленных людей (если это не портрет). Третий минус – заголовки. «Обновляют контейнеры», «Выборы: процесс пошел!» или «Стекло» вместо воды». Складывается такое впечатление, что журналисты особо не напрягаются при их составлении, как бы намекая, что «читатель никуда не денется и так все прочтет». Справедливости ради замечу, что «Кочегарка» изредка предпринимает шаги в сторону модернизации слова. Правда, не к языку деловых изданий, а life-газет, как «Сегодня» или «Комсомольская правда»: «В Артемовске советуют горловчанам: у нас хрен ПРОСКОЧИШЬ!». Тут остается только недоуменно развести руками. Среди плюсов «Кочегарки» – минимальная политангажированность, широкий тематический спектр, а также глубокие знания журналистов в специфических темах. Кстати, стоимость платных материалов в данном издании приближается к расценкам телеканалов.

 

Главный конкурент «Кочегарки» – «Вечерняя Горловка». Это, по сути, газета-рупор муниципальной власти. Стиль изложения, как и у «Кочегарки» – формально-сдержанный, напоминающий скорее пост-релизы, чем журналистские тексты. С фотографиями и версткой у «Вечерки» те же проблемы, что и у «Кочегарки». Хотя разверстывание полос более современное, чем у «кочегаровцев». Очень радует и обновленный сайт «Вечерней Горловки» – в этом она обошла своих прямых конкурентов. К сожалению, в текстах журналистам не хватает эмоциональности и художественности. Возникает стойкая ассоциация издания с аттракционами в парке им. Горького: покрасили, запчасти поменяли, а в целом все осталось таким же старым. Интервью подаются сухо и скучно, проблемные углы сглаживаются. А необоснованный оптимизм при освещении работы городской власти напоминает картины Марианны Калачевой, которыми закрывают дыры в стенах. Стоимость размещения «джинсы» и рекламы на порядок ниже, чем в «Кочегарке», за счет чего издание уверенно держится на плаву.

 

Наиболее странный газетный продукт Горловки – еженедельник «Криминал-экспресс». С одной стороны, нельзя не отметить современную верстку газеты и энергичное медиа-позиционирование. С другой, контент издания вызывает неоднозначные чувства. Лично мне «Криминал-экспресс» напоминает польские конфеты двадцатилетней давности – хорошая обертка, неприятный вкус. Возможно, именно специфика газеты инстинктивно призывает не углубляться в чтение и не «смаковать подробности». За пару лет изданием были предприняты огромные шаги, чтобы выбраться из канцелярского застоя. Правда, слияние стилей газет «Факты», «Семья» и «Сегодня» – все же не лучший путь развития для прессы. Ощущается, что основная задача материалов – повысить рейтинг газеты путем «удовлетворения массовых потребностей» читательской аудитории. Статьи изобилуют бытовыми подробностями, колкостями и неаргументированными суждениями. В данном случае, журналистами на алтарь маркетинга приносится в жертву объективность. Что касается политизации, то чем ближе к выборам, тем чаще издание критикует работу нынешнего градоначальника, как бы намекая на спасительную миссию Партии регионов.

 

Теперь о телевидении. Мне перехотелось смотреть горловские телеканалы еще лет 10 назад (как и всеукраинское ТВ через пять лет позже). Единственный его плюс – живая картинка о городе. Вначале о телеканале «Центр». Компания, основанная на коммерческие деньги крупного предприятия, изначально не предполагала объективного освещения событий в городе. За 15 лет существования в ее деятельности мало, что изменилось. Сейчас это основная телевизионная площадка для пиара народного депутата Игоря Шкири и горловских «регионалов». О выпусках новостей. В плане оформления они не ушли далеко от областного «27 канала». Начитка текстов довольно грамотная, но несколько затянуты видеоряд и синхроны. Радует немногочисленность сюжетов с «заседаловок», которыми обычно пестрят региональные выпуски новостей. В то же время чувствуется, что телеканал дистанцируется от работы муниципалитета, а порой и выступает с завуалированной критикой. К примеру, в одном выпуске можно встретить два материала: «Только побывав в забое, можно оценить труд горняков, – нардеп Игорь Шкиря спустился в горловскую шахту» и «Палки в колеса – горловские предприниматели страдают от бюрократии чиновников». Видно, что телеканал играет в одни ворота. Хотя нужно понимать, что городские телеканалы вряд ли могут выжить за счет рекламы (даже областным это не удается), поэтому они живут на чьи-то «частные средства».

 

Не стоит сомневаться, что ТРК «6 канал» также существует за счет политических инвестиций. Только рука кормящая тут не «бело-голубая», а «желто-белая», протянутая журналистам из горловского "Белого дома". На телеканале, буквально, рябит в глазах от частой смены репортеров. Чтобы человек выговорился в эфире нужно несколько месяцев, поэтому уровень начиток в новостийных сюжетах оставляет желать лучшего. Голоса звучат медленно и вкрадчиво, делая неправильные смысловые акценты. А вот раскадровка, на мой взгляд, у «шестиканальцев» получается более профессиональной, чем на «35 канале». Слишком часто в сюжетах появляются новости из горисполкома, что создает все то же пресс-релизное впечатление. Но иногда в этой бюрократической инфомассе пробиваются и вполне интересные журналистские работы, не уступающие материалам ТРК «Донбасс». Кстати, телеканал кроме политического финансирования (в отличие от «35 канала») привлекает еще и коммерческие средства, выпуская платные сюжеты. Печалит лишь то, что на своем сайте во вкладке «Корреспондент» журналисты поддаются новомодным веяниям «вульгаризации». Очень комично выглядит материал «Собирателей сплетен от «06242» не пустили на празднование Дня журналиста… ». Почему? Языком «06242» главный редактор телеканала обвиняет данный интернет-ресурс в скандальности и политизации. Выглядит это, как минимум, некрасиво и непрофессионально. Ведь задача журналиста не порицать работу коллег, а показывать своим «информационным продуктом», как она должна выглядеть.

 

В завершении об интернет-порталах. Прежде всего, об упомянутом выше «06242». На данный момент это наиболее заангажированный информационный ресурс Горловки. Это ораторская трибуна для совершенно разных, на первый взгляд, политсил («Фронт Перемен» и «Партия Регионов»), сошедшихся в деле «разоблачения и унижения» горловского градоначальника. Формат новостийного сайта – классический таблоид. Журналисты не гнушаются эмоционально-оценочными суждениями, ироническими поддевками, скабрезной критикой и риторическими воззваниями. Все это вызывает жаркую дискуссию среди «нецензурных комментаторов». Увы, с серьезной, деловой и аналитической журналистикой стиль данного интернет-издания имеет мало общего. Журналисты часто грешат непроверенными данными, перепечатками информации из блогов и… безграмотностью. В то же время, от всех иных новостийных площадей «06242» отличает наличие «собственного продукта», который нечасто появляется у их коллег. Зачастую подобные материалы – результат политического вброса компромата. Хотя и сами журналисты «откапывают» интересные сенсации (например, интервью с жителями поселков и освещение их проблем).

 

Молодой близнец-антипод «06242» – сайт «Gorlovka-Info». Данный информационный ресурс отличается завышенной самооценкой, честолюбием и слабым чувством такта. Новостийная лента – контент ЖЖ, разбавленный информацией пресс-службы муниципальных органов власти Горловки. Несомненный плюс интернет-издания – креативность и эмоциональность изложения текстов. При этом стиль и структура материалов далеки от классических канонов журналистики. Тут, как и у ТРК «6 канал», чувствуется четкая «происполкомовская» позиция. Авторы не стесняются «крепко выражаться» в адрес «регионалов» (порой даже кажется, что их цель – разоблачение «режиссера»), пост-оранжевых оппозиционеров и… коллег. Некоторые из статей представляют собой пример «информационного киллерства» – одного из наиболее прибыльных жанров современной журналистики. Отмечу, что для себя я все же нашел несколько интересных материалов. Но у журналистов видна нехватка опыта: нет аналитических и публицистических статей, собственных расследований, мало life-историй и интересных проектов. Сайт пока что малоизвестный, но благодаря общему с «06242» стилю изложения, думаю, быстро завоюет популярность среди любителей «жаренного».

 

Конечно же, в данном материале я не могу обойти стороной и «Горловский Медиа Портал». Вы думаете, что сейчас будет ода восхваления? Ошибаетесь. Начну с недостатков. Первое – переизбыток «сводок» от МЧС, милиции и «скорой». Как следствие, использование официально-делового языка. Подобные новости не хочется даже открывать, не то, что комментировать. Второе – дефицит авторских статей. Хотя те, что мне доводилось читать, представляют собой довольно грамотные и правильно выстроенные материалы. И третье – слабая рубрикация. Видимо, существование ресурса за счет рекламных баннеров пока не позволяет набрать большую репортерскую команду. Из плюсов отмечу: высокий уровень фотоматериалов, низкая политическая заангажированность и грамотная журналистская подача новостей. Конечно, до столичных изданий «Горловскому Медиа Порталу» еще далековато, но на данный момент этот инфоресурс является наиболее нейтральным и журналистски грамотным среди новостийных сайтов Горловки.

 

Зная особенности горловской прессы, стоит поговорить и об «Особом мнении», спецпроекте Егора Воронова и «Горловского Медиа Портала». Поскольку это блог, то к нему довольно сложно применять журналистские стандарты и требования. Однако автор пытается выдерживать его в рамках публицистики. Из главных недочетов материалов – вычурность художественного оформления, согласовательные дефекты, пунктуационная хромота и сокрытие интервьюеров. Порой в материалах не видно четкой позиции автора в том или ином вопросе, нет прямого указания на тему и ответа на вопрос «Что делать?». Не являясь представителем агитационной машины, автор позволяет себе критику всех без исключения противоборствующих в Горловке политических сил. Немаловажно и то, что он пытается взглянуть на проблемы с гражданской позиции, позиции простых людей. И самое главное – для автора его материалы не являются информационным товаром, который можно продать или купить.

 

Информация сегодня – это особый вид ресурсов, который координирует и направляет развитие общества. Ему присущи все свойства товара. Этот «продукт» ложится в основу нового типа экономики – информационного. Сегодня информация (либо же дезинформация) не только регулирует мировые фондовые биржи, но и влияет на все социальные процессы в отдельно взятом городе. Это следствие того, что мы стали излишне требовательны к ней, придавая особое знание работе журналистов. А те, в свою очередь, превратились в священников новой религии, торгуя образами и моделями «правильного мышления». Каждый из нас ругает на чем свет стоит работу «журналюг», но… Почти все социально-политические знания об окружающем мире – это результат их деятельности. Кому же верите вы?

Оставить комментарий

Комментарии: 0