Информационная война на выживание

Более трех столетий назад французский философ и математик Блез Паскаль короткой, но емкой фразой охарактеризовал двойственную общественную жизнь иезуитов: «Исправляем порочность средств чистотой цели». Идея, согласитесь, не нова. Претерпев тысячи философских метаморфоз и став основой сотен правящих режимов, она жива до сих пор. Ныне ею руководствуются PR-службы. Правда, вывернув главные понятия наизнанку. Сегодня бойцы агитационного слова «белыми делами» чиновников прикрывают вполне корыстные цели оных.

Итак, возвратимся на год назад и вспомним бушевавшую тогда предвыборную агитационную войну. Самым уверенным полевым командиром на этом ратном поле в Горловке был тогдашний Пантелеймоновский поселковый голова Евгений Клеп. Все мы помним: бело-желтые палатки, назойливых промоутеров и смотрящие с каждого столба листовки с нехитрыми месседжами массам. Броский и энергичный «клеповский» пиар добился своей цели – заставил поверить большинство горловчан в то, что Евгений Викторович способен «взорвать» бюрократическое болото местной власти и возродить город. Хочу уведомить Вас (и прошу обратить на это особое внимание), автор этих строк не собирается давать оценку горловскому мэру и его работе. Боже упаси, человек действительно работает. Моя цель – показать следующий этап информационной войны в Горловке.

 

Что? Вы уверены, что информационная война Евгения Викторовича после назначения его городским головой завершилась? Увы, спешу Вас разочаровать – она продолжается, только вот противник поменялся. Вместо медиа-образа «великого и ужасного Ивана Андреевича Сахарчука» теперь бои ведутся против нашего с Вами сознания. Вернее стереотипов о «плохой и никчемной власти». Победа близка, ведь в руках у градоначальника главное оружие массового информационного поражения – масс-медиа.

 

Нынешний городской голова (в силу своей молодости и знания современных принципов политтехнологий) уразумел очень простую истину – необходимо каждый божий день появляться на телеэкранах, полосах печатных изданий и в «интернетах». Зачем? Чтобы создать новый медиа-образ городского головы - этакого «молодого реформатора-благодетеля, созидающего великий град». Опять же - зачем? Все просто – в бюрократическом «болоте» Горловского горисполкома, в общем-то, ничего не изменилось, но изменения показать все же нужно. Поэтому старой и невкусной конфете создается новая обертка – яркая и красочная. Вот тут-то на помощь и приходит пресса, восславляющая «добрые дела» горловской власти. Куда не глянь - все позитивные события в городе свершаются по инициативе городского головы. От массовых гуляний до строительства детских площадок. Даже на субботники ходим под его патронатом.

 

Согласитесь, трудно представить, чтобы по инициативе городского головы закрывались школы или сокращались места медработников. Сегодня мэр всенародно не может инициировать затопление шахты или отказать в ремонте дороги. Это невозможно! Но кто тогда виноват? Скорее всего, безличный горсовет, вынесший большинством голосов непопулярное решение (который, кстати, НЕ ПОНИМАЕТ важность дополнительного финансирования СМИ местного значения).

Вот так постепенно в наши головы и вползает медиа-образ благородного реформатора и муниципального героя. Даже если мы сознательно всеми силами сопротивляемся этому. Не верите? А вы вспомните рекламу любого раскрученного бренда, как Coca-Cola или порошка Tide. Приходя на рынок, у нас есть выбор купить что угодно. Но обычно мы покупаем именно тот товар, положительный медиа-образ которого сформирован у нас в голове. Примерно так и с политиками – чей медиа-лик сияет в наших головах ярче, того мы и выбираем в президенты, депутаты или мэры.

Еще в 1967 году французский мыслитель-ситуационист Ги-Эрнст Дебор написал довольно забавную книгу - «Общество спектакля», где рассматривал современную общественно-политическую жизнь как театральное представление. Главное в публичной деятельности чиновника - заменить реальную личность «информационным двойником», которого электорат (зрители) должны принимать за настоящего. «Спектакль предстает как одна огромная позитивность, неоспоримая и недоступная», - писал Ги Дебор.

 

А теперь посмотрим на горловскую «позитивность» и развернувшийся в наших головах театр военных медиа-действий. Всем нам знакомы заголовки в духе «Что делает мэр, чтобы мы гордились своим родным городом?» или «Кто работает, тот ест: горловчан, вышедших на субботник, накормили арбузами». Тексты информационных «расстрелов» часто изобилуют такими фразами, как «в адрес городского головы звучали и благодарности – за организацию бесплатной юридической и консультационной помощи». Даже якобы оппозиционная к власти «Кочегарка» зачастую пропитана неким отеческим «журением» молодого градоначальника. А ведь именно такая снисходительная критика и порождает в читательских головах «понимание мелких неудач». После чего мы находим в своих сердцах терпение, прощение и оправдание.

 

Не менее интересны и боевые действия в виртуальном пространстве. Одним из первых шагов Евгения Викторовича на втором этапе медиа-войны (назовем ее Гражданской) стало создание обновленного сайта Горловского горсовета. Второй шаг – размещение своих… ммм…. видео-спичей. И третий – сотрудничество с интернет-провайдерами города. Что ж – Евгению Викторовичу (и его пиарщикам) большой поклон. Направление было выбрано правильно. Раз люди все равно обсуждают городского голову, то эти разговоры нужно направить в нужное русло. А в комментариях выигрывает, как правило, не самый умный, а наиболее «остроумный».

Теперь к критике. Есть люди, которые резонно могут спросить автора этих записей: «Уважаемый Азог, а чем плохо то, что наш мэр открывает детские площадки, восстанавливает дороги и устраивает праздник шашлыка?». Боже упаси! Вы правы, мои оппоненты, все это прекрасно и я всеми руками за реконструкцию остановок, возрождение трамвайных линий и ремонт больниц. Я против скрытой информационной зомбификации и медиа-образов. Любой миф – не более чем миф. И лучшее тому доказательство - полуголодные пенсионеры, переживающие за вполне состоятельную Юлию Владимировну возле здания суда (я не беру в счет оплачиваемых страдальцев). Вы не поверите, но они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО страдают за нее. И пугает в этом то, что они совершенно не знают настоящую Юлию Владимировну Тимошенко. Они идут за ее медиа-образом – телевизионным двойником. Кстати, то же самое в 2005 году было и с Борисом Колесниковым.

 

Приведу еще одну цитату французского левого идеолога Ги Дебора: «Реальность, рассматриваемая по частям, является к нам уже в качестве собственной целостности, в виде особого, самостоятельного псевдо-мира, доступного лишь созерцанию. Все образы окружающего мира собрались в самостоятельном мире образов, насквозь пропитанном кичливой ложью. Спектакль вообще, как конкретное отрицание жизни, есть самостоятельное движение неживого».

 

Информационная война Евгения Клепа – это его попытка предстать в наших головах героем псевдо-мира (на данном этапе - «возрождающейся Горловки»). Я думаю, что все мы понимаем, что любое «белое дело» чиновников сопровождается вполне реальными недочетами и бытовыми недостатками. И «20 добрых дел» показали это как нельзя лучше. К примеру, пациенты горловских больниц, придя в субботу на прием к врачам, очень удивились, что те метут улицы. К этому можно добавить и «добровольность» тех, кто посетил мероприятие "В здоровом теле здоровый дух". В общем, недостатки есть всегда и везде.

 

Мало кто из нас рад и тому, когда в банке его подписывают на дополнительные услуги, заранее об этом не уведомив. Так почему же мы не протестуем, когда медиа-образы без разрешения пытаются поселиться у нас в головах?

 

Что же делать? Может, уважаемый Азог, не читать «советских газет»? Я понимаю, что порой это труднее, чем перестать курить. Но попытайтесь хотя бы не поддаваться пиар-пыли, летящей в Ваши глаза из прессы. Возрождать город – это обыкновенная РАБОТА градоначальника. Ведь наши с Вами обычные дела на работе никто не пиарит, даже если они «позитивные».

(Опубликовано под псевдонимом "Азог" на сайте 06242.com.ua)

Write a comment

Comments: 0