Особое мнение: кто уже съел каравай Евро-2012 и кому достанутся крошки с царского стола чемпионата

«Спорт формирует культуру оптимизма, культуру бодрости», – был убежден первый нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский. Правда, чиновник забывал уточнять, что спорт также является одним из важнейших идеологических механизмов государства. Во-первых, в вопросе удовлетворения «зрелищных» потребностей он намного доступнее для народных масс, чем тот же театр. Во-вторых, спортивное действо, основанное на эмоциях, отвлекает человека от социальных проблем, незримо формируя в нем чувство благодарности «организаторам».

Последние полгода мне все чаще кажется, что «Евро-2012» – это не футбольный чемпионат, а некое чудо Божие. Ну, или, как минимум, новоявленное божество. Ведь в Донецке ради одного спортивного мероприятия за четыре года было сделано больше, чем за 17 лет до этого. Любой «чих» в вопросе благоустройства обязательно посвящался евроторжеству футбола. Поймите правильно, я не против «королевского спорта» и его фан-составляющей. Я против того, чтобы спортивная игра диктовала приоритеты социального развития всего общества. У меня до сих пор вызывает недоумение та важность, которую украинские власти придали финальной части Чемпионата Европы по футболу. Объясните, почему каждый житель Донбасса (в частности, не являющийся почитателем игры в «ногомяч») обязан молиться на Евро-2012? Более того, с какого небесного знамения мы должны перестраивать свою жизнь под иностранных болельщиков? Это ли национальное самоуважение?

 

Как далекий от футбольного мира человек, я не в силах понять происходящее, чувствуя день ото дня нарастающую в душе еврофобию и антифутболизм. Выходит, что для нашего правительства приятное времяпрепровождение заезжих европейцев, важнее интересов собственных граждан. Вот только не нужно фраз в духе «чемпионат пройдет, а инфраструктура останется». Уж сильно от них пахнет секонд-хендом. Вместо спортивного мероприятия мы получили огромный мыльный пузырь, ставший результатом невиданного доселе официального отмывания денег. О чем, кстати, власти попросили журналистов лишний раз не напоминать. «Я призываю все СМИ объявить мораторий на негативную информацию о Евро-2012. И хочу сказать, что 80-90% такой информации является неправдивой», – заявил директор турнира УЕФА Евро-2012 в Украине Маркиян Лубкивский. Хорошо, давайте поубавим эмоций и взвесим все плюсы и минусы, которые нам преподнесло Евро-2012. Честно и правдиво.

 

С 8 июня по 1 июля Украина и Польша впервые в истории примут у себя финал Чемпионата Европы по футболу. Право на его проведение страны выиграли на конкурсе УЕФА в 2007 году. По словам народного депутата Александра Заца, возглавляющего подкомитет Верховной Рады по Евро-2012, расходы Украины на подготовку и проведение чемпионата составят от 80 до 100 млрд. грн. Из них приблизительно 80% – это государственные деньги (хотя изначально предполагалось, что эта цифра составит 5%). Иными словами, торжество футбола проводится за наши с вами деньги, которые вместо реконструкции стадионов могли пойти на ремонты школ и больниц. Либо же на модернизацию госпредприятий или объектов ЖКХ. Взять хотя бы наш регион. Получается, что жители Мариуполя, Горловки, Краматорска, Макеевки и остальных городов области скинулись на ремонт дорог и строительство парков в Донецке. А в ответ получили предложение посетить футбольные матчи, купив билеты по цене от EUR30 до EUR600. Справедливо, ничего не скажешь.

 

По прогнозам Мининфраструктуры, за время Евро-2012 нашу страну посетит 1-1,2 млн. иностранных фанатов. Каждый из них, в лучшем случае, оставит в Украине около $1000. Таким образом «футбольные инвестиции» в украинскую экономику составят $1 млрд. В то же время, по самым скромным подсчетам, Украина уже потратила более $5 млрд. на «встречу гостей». Кстати, как заявил депутат от БЮТ Остап Семерак, из этих денег «уже было украдено 25-30 млрд. грн». А вот финансовый эксперт European Council on Foreign Relations Эндрю Уилсон в своем блоге на сайте Financial Times рассказал, что в Украине "откаты на большинстве проектов составляют до 40%". В свете подобного замечания недавнее заявление Николая Азарова выглядит уже вполне логичным и понятным: «Я сейчас уже думаю над тем, как сохранить тот темп реализации инфраструктурных проектов. Вот у многих моих коллег создается впечатление, что Евро закончится - и мы начнем отдыхать, и будет передышка. Нет! Ни о какой передышке мы даже думать не должны. Мы должны наращивать эти темпы, идти быстрее, быстрее двигаться».

 

О каких темпах говорит Николай Янович? Возьмем, к примеру, наиболее нашумевший проект реконструкции Донецкого аэропорта, обошедшийся нам в $400 млн. Первое, что вспоминается в связи с этим – закрытие АВ «Путиловский» и строительство на его месте VIP-авиатерминала. Давайте сравним количество жителей Донецкой области (в том числе, горловчан), которые воспользуются его услугами, и тех, кому удобно было приезжать на Путиловский автовокзал. Не правда ли, сразу становится ясно, кто выиграл от подобного «обновления». Я даже не стану вспоминать об АВ «Западный» - страхе и отвращении жителей севера и запада Донецкой области. Отмечу, что все эти хитрые игры с переносами автостанций нанесли существенный удар по пассажиропотоку маршрута № 76. Курсирующие между Донецком и Горловкой нелегалы-таксисты в разы увеличили перевозки, отбив клиентов у «Богданов».

 

Вторая крупная транспортная реконструкция Донецка – железнодорожный вокзал (выполнена за счет «Укрзализныци» на 863 млн. грн.). Если забыть все неудобства на протяжении его полугодичного ремонта, то это наиболее успешный Евро-проект в столице Донбасса. Но в железнодорожной сфере не все так гладко, как хотелось бы. В частности, в вопросе функционирования скоростных поездов Hyundai между городами, принимающими Евро-2012. Мало того, что стоимость билетов здесь колеблется от 389 до 593 грн., так и сервис в них оставляет желать лучшего. Стоит почитать в блогах впечатления первых харьковских пассажиров и все становится ясно: «…на участке между станцией "Шпаковка" и станцией "Обычная" корейский "чудо-поезд" сорвал около 400 метров контактной подвески и "с мясом" вырвал один пантограф, сокрушив при этом все его крепления». Да и наши рельсы (в частности, на поворотах) плохо приспособлены к мчащимся по ним со скоростью 160 км/ч поездам. Поэтому в корейских поездах велик риск возникновения аварийной ситуации. К примеру, 2 июня электропоезд Hyundai не вышел в рейс из Харькова в Киев… из-за технических неполадок. И это только начало.

 

Отдельного разговора достойна тема ремонта дорог. По словам премьер-министра, в Украине 70 тысяч километров дорог, требующих качественной реконструкции. В то же время, к Евро-2012 восстановлено около 1,7 тыс. км украинских автопутей. На это ушло $ 2,5 млрд. (из них $ 200 млн. пустили на строительство и реконструкцию дорог коммунальной собственности). Те, кто последние два года часто бывал в Донецке, помнит, как ремонтировались наши шоссе. Вначале бесконечные пробки на Путиловском мосту, потом – на участке от Пантелеймоновки до оптового рынка «Господар». И не так давно жуткие очереди на «Ясиноватском посту». Кстати, насчет последнего. Я неоднократно слышал нарекания со стороны знакомых мостостроителей по поводу ведущихся там работ: «Мост должен простоять как минимум год, а потом уже сдаваться в эксплуатацию. Физические нагрузки спустя короткое время после строительства могут снизить его срок эксплуатации на несколько лет». Кроме того, на недавно отремонтированной донецкой трассе уже отчетливо видны трещины и ямы. А ее отрезок от енакиевского поворота до горловской стелы недвусмысленно навевает мысли о «показухе».

 

Завершу транспортную тему интересным предупреждением о том, что донецким «водителям в дни матчей рекомендуют пользоваться только общественным транспортом». «Билет на футбольный матч не является основанием, чтобы водитель мог доехать (к стадиону, - авт.) транспортным периметром, - рассказал начальник ГАИ Донецка Вадим Синчугов. - И свой личный транспорт он должен поставить на стоянку. Для этих целей можно использовать крупные торговые центры. Это, например, на въезде в город со стороны Мариуполя, это "Метро", в принципе, предусмотрены парковочные зоны - это хутор Широкий, это рынок "Господар"». В Киеве и вовсе решили перекрыть центральные улицы, в том числе Крещатик, и пару станций метро. Кстати, донецким работодателям в дни проведения евроматчей Кабмин рекомендовал дать подчиненным четыре выходных. Правда, их все равно придется отрабатывать по субботам в июле и августе. Такая вот забота о своих гражданах.

 

Недоумение у большинства жителей Донецка до сих пор вызывает приобретение дорогостоящей техники для уборки улиц, евротуалетов и контейнеров для раздельного сбора мусора. А ремонты фасадов на главных проспектах, бульварах и улицах областного центра однозначно напомнили всем «потемкинские деревни». Ведь большинство центральных дворов донбасской столицы не столь сильно отличаются от горловских – грязь, заросли сорняков и разбитые качели. Не верите? Приедьте на Крытом рынке и пройдите через дворы к Кальмиусу – вы все сразу поймете. А если сделать героическое усилие и съездить в Пролетарский, Буденовский, Кировский или Петровский район Донецка, то там и вовсе можно найти много общего с Горловкой. Вы можете возразить, мол, если бы не Евро, то и уже сделанного не было бы, а деньги бы попросту разворовали. А, может быть, подобная ситуация – это не заслуга властей, а результат нашего с вами молчаливого согласия с существующим положением дел?

 

Если возрождение парков и зон отдыха в Донецке является несомненным плюсом, то строительство огромного числа бизнес-центров и элитных гостиниц вызывает замешательство. Что, прикажете, делать с ними после Евро-2012? Говорят, что это хорошее подспорье донбасскому мегаполису в деле его превращения в украинскую бизнес-столицу. Поэтому и ж/д-вокзал отремонтировали, VIP-терминал аэропорта построили, и в центре качественные дороги проложили. Хотя, может быть, таким образом некие строительные компании просто выбили под застройку «тендерное» госфинансирование. Дело в том, что гостиничных номеров для простых болельщиков все равно не хватает. Что делать? Решить проблему за счет студенческих общежитий и палаточных городков. В лучших львовских хостелах (Ghostel Hostel и Leocity) койко-место в двухместном номере в период между матчами будет стоить 1 тыс. грн. в день, а в дни проведения матчей – 1,7 тыс. грн. Есть места в хостелах по цене от 30 до 100 евро в день. В Донецке были места по 220 грн., но сейчас цены приближаются к киевским и львовским. Кроме того, в Интернете появились предложения и от горловских арендодателей: «UEFA выдвигает довольно жесткие требования к количеству и качеству номерного фонда гостиниц во всех городах, принимающих участие в ЕВРО 2012. Возможным выходом могут быть квартиры посуточно без посредников в Горловке… Например, 1-комнатная квартира, вероятно студия, с евро ремонтом и всей необходимой техникой (микроволновая печь, ТВ, DVD, стиральная машина и т.д) обойдется приблизительно в 500 грн. в сутки(во время проведения евро). 2-комнатная квартира в Горловке обойдется немного дороже, от 750 грн/сутки (во время проведения Евро), но и эта цена будет заметно меньше, чем цена за номер в гостинице».

 

Что же еще может преподнести нам Евро-2012? Конечно же, повышение цен на продукты. «Где логика?», – спросите вы. Как правило, она в этом вопросе у наших торговцев отсутствует. То, что цены в кафе, ресторанах и центральных магазинах Донецка взлетят – уже даже не обговаривается. Но к этой «золотой лихорадке» могут присоединиться и горловские дельцы. Тем более, если все-таки найдутся сумасшедшие туристы, решившиеся снять у нас жилье. Все проекты Горловки, готовившиеся к Евро-2012, потерпели крах. Теперь вся надежда на инициативу самих жителей. Что даст Евро-2012 нашему городу? Во-первых, транспортные затруднения горловчанам, которые работают в Донецке. Во-вторых, волонтерскую практику студентам ГГПИИЯ (а некоторым, может быть, и романтическую «практику»). В-третьих, позор в глазах туристов, которые все же случайно попадут в наш город. И, в-четвертых, непередаваемую палитру эмоций при просмотре матчей. Только вот переживание за сборную Украины ни на йоту не приблизит нас с вами к решению социальных проблем. Пока же для народа важнее «зрелища», чем «хлеба». Согласитесь, что те крошки, которые достались нам с царского стола Евро-2012, не могут сравниться с уже съеденным кем-то караваем.

(Горловский Медиа Портал)

Write a comment

Comments: 0