Особое мнение: штрихи к портретам "кандидатов на мандаты"

Работа у народных депутатов непростая, но интересная – законы творить. Подумайте сами, каким объемом знаний должен обладать человек, чтобы до мельчайших подробностей продумать государственный документ, который в будущем определит судьбу миллионов! А сколько личного времени и сил нужно ему потратить для отстаивания интересов своих избирателей! Поэтому народным депутатом способен стать не каждый, а лишь тот, кто обладает огромными профессиональными навыками, незаурядным умом и высоким уровнем альтруизма. Конечно же, не в нашей стране. Украинский депутат – это ушлый басенник, страдающий хронической амнезией.

Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников

Итак, вот мы и дождались нового «политического Апокалипсиса» на наши головы. 30 июля в Украине официально стартовала избирательная кампания в народные депутаты Верховной Рады. Как вы уже почувствовали, с этого же дня завертелись и колеса предвыборных бульдозеров трехмесячной пиар- гонки. Пройти мимо подобного циркового представления, на мой взгляд, любому из наших соотечественников довольно трудно. Ваш покорный слуга – не исключение. Учитывая зашкаливающий уровень политических страстей в Горловке, думаю, что стоит повнимательнее присмотреться к тем, кто уже ранее был делегирован нами в парламент. А так же к тем, кто нынче жаждет «украсить» своей персоной депутатское кресло в Верховной раде от нашего города. Но обо всем по порядку.

 

На 28 октября сего года назначены очередные выборы народных депутатов в Верховную Раду. Законом «О выборах народных депутатов Украины» (от 17 ноября 2011 г.) предусмотрено, что пройдут они по смешанной системе: 225 депутатов будут избраны в общегосударственном многомандатном округе по спискам от политических партий, а еще 225 – по мажоритарной системе в одномандатных округах. Как я уже говорил, избирательная кампания в Украине стартовала 30 июля. С этого момента началась и регистрация кандидатов. Завершится она 13 августа. Безусловно, наиболее интересными фигурами на предстоящих выборах станут кандидаты-мажоритарщики. Уже известно, что Горловка войдет в два одномандатных избирательных округа: №51 (центр – город Горловка, ЦГР; границы – Никитовский и Центрально-Городской районы) и №52 (центр – город Дзержинск; границы – Дебальцево, Дзержинск и Калининский район Горловки). Первый округ насчитывает 150 387 избирателей, второй – 165 878.

 

Напомню, что последний раз мажоритарщиков в Верховную Раду мы выбирали в 2002 году. По избирательному округу № 47 (часть Калининского и Никитовского районов Горловки, Дебальцево) с 35,89% голосов победу одержал Олег Панасовский – коммунист, директор Углегорской ТЭС. Его главным конкурентом оказался замдиректора МКП «Фильтр» (бывший член «Партии Зеленых») Виталий Поляков, набравший 10,25%. Кстати, седьмым (3,85%) здесь стал самовыдвиженец Иван Сахарчук. По округу № 48 (Калининский, Никитовский и Центрально-Городской районы Горловки) с 34,45% избирательских «за» в парламент прошел президент концерна «Стирол» Николай Янковский. Второе место досталось коммунисту, бывшему директору ОШ № 52 Евгению Краснякову (7,53%).

 

Перед тем как поговорить о деятельности «победителей», предлагаю заглянуть в Закон «О статусе народного депутата Украины». А именно в его 24 статью, указывающую на обязанности парламентария. Это, пожалуй, единственная статья (из 38), где от народного избранника хоть что-то требуется, а не обеспечиваются его права, гарантии и полномочия. Так вот, согласно ей нардеп не только обязан «заботиться о благосостоянии Украинского народа», но и «защищать интересы избирателей». Во-первых, он должен «информировать избирателей о своей депутатской деятельности через СМИ», а также «не реже двух раз в год отчитываться на собраниях избирателей». Во-вторых, он обязан «рассматривать обращения избирателей» и «постоянно поддерживать связи с ними, изучать общественное мнение, потребности и запросы населения». В- третьих, «народный депутат рассматривает все полученные им предложения, заявления и жалобы избирателей, обобщает их, при необходимости вносит соответствующие предложения в Верховную Раду Украины и ее органы, а также в органы государственной власти и местного самоуправления». Это его обязанность, а не желание.

 

Также отмечу, что нардеп должен «проводить личный прием граждан в дни, определенные Верховной Радой для работы с избирателями» и «осуществлять контроль за рассмотрением в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях предложений, заявлений и жалоб граждан, поступивших на его имя». Однако ни один пункт сего документа не прописывает ответственность депутата за невыполнение обязанностей. А ведь еще есть программа кандидата, которую он также должен выполнять, хотя в вышеупомянутом Законе и Конституции тоже об этом нет ни слова. Давайте вспомним, что же нам обещали «победители» 10 лет назад. Например, выдержка из программы Николая Янковского: «Надо, чтобы не менее 60% налогов оставались здесь, в Донбассе, в Горловке». Далее, «зафиксировать обязательства будущих народных избранников обеспечить бесперебойное водоснабжение в домах». Не менее интересен и такой пункт: «Поставить под жесткий контроль тарифы на коммунальные услуги. Плата должна взиматься только за реально предоставленные услуги!». Как видим, ни одно из обещаний, относящихся к Горловке, за 10 лет Николай Андреевич так до конца и не выполнил. Зато в рейтинге «Самые богатые украинцы» журнала «Корреспондент» за 2011 год он занял 23 место с капиталом в 522 млн. грн.

 

Что же касается обещаний ныне «известного эксперта энергетического рынка» Олега Панасовского (избранного уже в 2006 году нардепом от Партии регионов), то и тут находим интересные моменты: «Создание и законодательное закрепление одинаковых условий деятельности предприятий промышленности и АПК всех форм собственности» и «Обеспечение соблюдения требований действующего законодательства с целью усиления противодействия преступным проявлениям, негативных явлений в деятельности предприятий ТЭК». Кстати, главные его депутатские посулы касались «проведения политики расширения экспорта» украинской продукции ТЭК, АПК и металлургии. И ни одного конкретного пункта по Горловке или Дебальцево. Да и кто вообще помнит самого Олега Панасовского? А он ведь успел побывать председателем набсовета «Центрэнерго». Правда, отчета о проделанной депутатской работе на благо Горловки мы так от него и не дождались.

 

Что получили мы за оказанное им доверие – понятно. А что же получили они? Не сложно догадаться, взяв хотя бы данные за март этого года по «содержанию народного депутата». В частности, предусмотрено, что в 2012 году каждый депутат может потратить на помощников 240 тыс. грн. Кто такие помощники? Это те, кто в отсутствии депутата обязаны «изучать общественное мнение, потребности и запросы населения», а также «осуществлять контроль за рассмотрением жалоб избирателей». Но помощнику можно заплатить и чуть меньше, правда? Далее, по статье "выступления на радио, телевидении и в прессе по вопросам депутатской деятельности" народный избранник ежегодно может тратить около 5 тыс. грн. Должностной оклад парламентария составляет сейчас чуть более 6 100 грн. С учетом всех надбавок ежемесячно избранник получает на руки около 15 тыс. грн. зарплаты. И это не считая выплат на отдых, мобильную связь, поездки и иные преференции. Сюда же добавим «теневые заработки» депутатов за голосование, лобби и «помощь в решении вопросов».

 

Ну, а теперь из прошлого, давайте, обратимся к будущему. Перейдем непосредственно к нынешним "кандидатам на горловские мандаты". Из всех официально заявленных сегодня претендентов на корочку «депутат Верховной Рады» наиболее видной мажоритарной фигурой в Горловке является президент Всеукраинской Ассоциации автоперевозчиков Игорь Шкиря. Его округ – №52. В украинском парламенте Игорь Николаевич с 2002 года. Он пришел в Верховную Раду по избирательному округу №57 (Дзержинск, Новогродовка, Селидово, часть Красноармейского и Ясиноватского районов) с уверенной поддержкой в 45,71% голосов. Его кандидатуру подал блок «За Единую Украину!», хотя еще в 1998 году он выдвигался как представитель Либеральной партии. Давайте также заглянем в его предвыборную программу десятилетней давности: «Реформирование (угольной - авт.) отрасли должно приводить не к закрытию шахт, а к их обновлению и модернизации, оснащением новейшими горно-шахтным механизмами и прогрессивными технологиями, которые обеспечат рост добычи угля, улучшение условий и безопасности труда». Что ж, 2003 год – закрыта шахта им. Артема ГП «Дзержинскуголь», а в 2006-м здесь же – шахта «Новая». В 2008 году остановлена угледобыча шахты им. Коротченко ГП «Селидовуголь», после чего она начала работать в режиме водоотлива. Обещание выполнено?

 

Далее. «Государство должно предоставить свободу развития предприятиям всех видов производственной деятельности независимо от их юридического статуса и форм собственности, снять все преграды на их пути, и, прежде всего, большие налоги». И что же мы видим? 2 декабря 2010 года Игорь Шкиря в числе 268 депутатов Верховной Рады проголосовал за принятие нового Налогового кодекса, который фактически урезал права представителей малого и среднего бизнеса, но дал «зеленый свет» крупному капиталу. Забыл упомянуть, что в 2006 (№ 36 Партии Регионов) и 2007 (№ 157 Партии Регионов) годах Игорь Шкиря также был избран в Верховную Раду, но уже по партийным спискам. Согласно электронной системе регистрации народных депутатов за последние 5 лет Игорь Николаевич присутствовал на заседаниях парламента 538 раз, отсутствовал – 22. Казалось бы, прилежный депутат. Однако согласно письменной регистрации, ведущейся с 5 апреля 2011 года путем предъявления удостоверения и личной подписи в журнале, у него 115 пропусков и только 33 «присутствий». Это значит, что голосование осуществлялось его карточкой, но самого Игоря Шкири в зале парламента не было. Кроме того, за пять лет было зарегистрировано всего пять его официальных депутатских запросов (четыре из них о бездеятельности председателя Гаспринского сельского совета), что говорит о «низкой работе с обращениями населения и решением их вопросов». Правда, на его официальном сайте «запросов» больше. Но насколько они официальны и почему не зарегистрированы в ведомствах Верховной Рады – вопрос. За этот же период Игорь Николаевич внес всего четыре законопроекта, две поправки к Закону Украины и три раза выступил с трибуны парламента. Согласитесь, депутатской работой он себя не перетруждал.

 

Также десять лет назад Игорь Шкиря обещал «создать систему льготных социальных кредитов молодым семьям для приобретения жилья, машин и других необходимых товаров». Увы, последняя его инициатива касалась «оптимизации выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности». С 2007 года Игорь Николаевич не внес ни одного предложения в Верховную Раду ни по одному из 7 пунктов своей предвыборной программы десятилетней давности, решая какие-то вопросы в Гаспре. Неужели так поменялись взгляды на жизнь? Получается, у него перед нами остался долг. Я думаю, что являясь почетным президентом ООО «ПО «Илиташ» (бизнес-структура куда входит более 20 предприятий: производство железобетонных конструкций, транспорт, строительство, медиа, туризм), почетным президентом Благотворительного фонда «Донбасс 2000» (БФ Игоря Шкири), президентом Всеукраинской Ассоциации автоперевозчиков и президентом Всеукраинской ассоциации «УкрБетон» можно хоть как-то помочь своим избирателям.

 

«А почему это вы, Егор завели речь об Игоре Николаевиче? – спросите вы. – Это такой способ защитить Евгения Клепа, к которому нардеп питает не самые лучшие чувства?». Евгения Викторовича защищать не собираюсь, да и о его «политической деятельности» тоже стоило бы поговорить (если он пойдет в депутаты). Думаю, что Игорь Шкиря – это яркий пример человека, политической и депутатской работе которого уже можно ставить оценки. Если за 10 лет человек ни на йоту не продвинулся в выполнении своей предвыборной программы, а школам и шахтам начинает помогать только в преддверии выборов, то это уже кое-что говорит о нем. Его участие в политических битвах Горловки в роли «режиссера» или «благотворителя» – это личное дело Игоря Николаевича. А вот его работа на выборной должности – вопрос общественный. Лично я не понимаю – как можно доверять человеку, который за все годы пребывания в парламенте занимался выстраиванием близкой к нему бизнес-структуры. Он неоднократно заявлял, что лично у него нет ни бизнеса, ни миллионов. Но, как оказывается, в Украине большинство миллионеров – или безработные, или почетные президенты, или основатели чего-то.

 

Моя принципиальная позиция состоит в том, что депутат должен заниматься своей работой – создавать, принимать и корректировать законы в интересах большинства населения Украины. И когда на его содержание уходит 1,93 млн. грн. в год, а он не разработал ни одного закона, то это неправильно. Получается так, что мы содержим армию бездельников, которые не только не хотят выполнять свои прямые обязанности, но и дистанцируются от своих избирателей «высоким положением». Самое большое, что они приобрели за годы депутатства, кроме капиталов – это чрезмерное чувство собственной важности. Быть в телевизоре – еще не значит стать полезным своему народу. Собственно, сейчас работа забойщика ГП «Артемуголь» или слесаря-ремонтника ПАО «Стирол» приносит больше пользы Горловке, чем бесконечные пресс-конференции и собрания народного депутата Игоря Шкири.

 

Давайте оценивать деятельность депутатов (и градоначальников тоже), как работодатели. Четко понимать – мы платим им зарплату за выполненную работу. Их предвыборная программа – это должностные обязанности, взятые работником. Наши обращения – поставленные к выполнению задачи. Поэтому в Украине сегодня необходим документ, который бы регулировал механизм отзыва народного депутата-мажоритарщика непосредственно избирателями. Кроме того, нужно ввести систему выговоров, финансовых взысканий и лишения льгот тех депутатов, которые не справляются со своими обязанностями. И, несомненно, каждый мажоритарщик должен раз в месяц не только лично отчитываться перед собранием избирателей о проделанной работе, использовании выделенных средств, но и собирать их обращения. Что, трудно? А что же вы хотели – за депутатскую зарплату, пенсию и привилегии нужно хотя бы пять лет потрудиться. Без отпуска, в напряженном рабочем графике и ближе к народу. Не хочется? Мы это понимаем. Но и не хотим, чтобы за нас счет наслаждались «депутатским раем».

 

P.S. Об остальных претендентах на кресло народного депутата от Горловки мы поговорим в следующих «Особых мнениях». Первыми из них будут кандидаты, раскрошившихся на блоки и объединения «оппозиционных сил».

 

(Горловский Медиа Портал)

Оставить комментарий

Комментарии: 0