Выводы Революции: Ленинопад украинского сознания (часть 2)

В Украине наблюдается обильное падение памятников Владимиру Ильичу Ленину. Причина этого явления, по наиболее распространенной версии, заключается в том, что украинские национально сознательные повстанцы искореняют последние остатки тоталитарного наследия Советского Союза. Как бы, защищают украинский народ от его прошлого. Правда, предыдущие 22 года они почему-то этого не делали, хотя могли бы проявить таковую волю, смелость и настойчивость. Их союзники, евроинтеграторы, молчат, несмотря на то, что воспеваемая ими «европейскость» предполагает сохранение памятников истории. Взять, к примеру, бывшую территорию ГДР. Лично я считаю, что на самом деле социал-националисты борются не с наследием коммунистов, а с идеей классовой борьбы.

Мое персональное отношение к Владимиру Ильичу очень неоднозначно. Читая его, понимаешь, что это был (не в пример современным государственным мужам) глубокий аналитик и поистине выдающийся политический деятель. С другой стороны, многие его теории в практике привели к ужасным последствиям. Да и его отношение к Донецко-Криворожской республике было далеко не благосклонное. Об исторической роли Ульянова можно спорить долго, но одно останется несомненным – это был человек, создавший первое в мире социалистическое государство. Государство, целью и идеалом которого было осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Поэтому памятники Ленину в нашей стране были больше, нежели дань уважения одному человеку. Это были символы борьбы трудового народа с теми, кто наживается на нем, и надежда на построение общества без социально-классовых различий. Но, как это часто и бывает, символ превратился в божество, растеряв за 70 лет все свои смыслы. А борьба трудового народа Донбасса за собственное выживание, растянувшаяся на дальнейшие двадцать с лишним лет, окончательно выбила из людей все чаяния на справедливость и равенство. Но, несмотря на это, памятники Ленину продолжают стоять в каждом городе Восточной Украины. Словно идейные пороховые бочки. Почему? Да потому, что многое из описанного Владимиром Ильичем в своих книгах не просто не утратило актуальности, а, словно ожившие рассказы писателей фантастов, описывает нынешнюю социальную картину. А это-то, как раз, и опасно.

 

Французский философ и психоаналитик Жан Лапланш писал: «Мы существа, живущие символами, и преступление, как и закон, вросло в нашу плоть...». А другой философ, но уже русский, Алексей Лосев подчеркивал, что символизм – это наивысший реализм. Символы всегда опасны, поскольку они придают смысл и цели человеческой жизни. Дают ей направление. Символ выводит людей из «автоматизма восприятия» жизни, создавая видение предмета-объекта (образ) и формируя ценностные критерии. А каковы они могут быть после прочтения Владимира Ильича? К примеру, такой тезис: «В России, в особенности после пятого года, когда наиболее умные буржуа ясно увидали ненадежность одного голого насилия, со стороны всяких “прогрессивных” буржуазных партий и групп все чаще употребляется прием разделения рабочих проповедью различных буржуазных идей и учений, ослабляющих борьбу рабочего класса. К числу таких идей относится утонченный национализм, проповедующий разделение и раздробление пролетариата под самыми благовидными и прекраснозвучными предлогами, например, под предлогом охраны интересов “национальной культуры”, “национальной автономии или независимости”». Ничего не напоминает? Или… «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

 

В школе я учился в 1990-х. Еще тогда я заметил, как в горловских учебных заведениях постепенно перестали преподавать «коммунистические основы». Да-да, вы скажите, что наелись этого с лихвой. Все эти пионерские организации, сборы и пропагандистская чушь. Не исключаю, что советская идеология была перенасыщена пафосом и ахинеей. Однако в юные умы вкладывалось главное – действовать коллективом (о чем сегодня говорят на Майдане), уважать друг друга и не допускать эксплуатации человека человеком. Грубо говоря, так. Но потом все это стало вытесняться национальным индивидуализмом. Произведениями Шевченко, «рушныкамы», «вышыванкамы», «степамы» и «ланамы». Вместо социалистических идей равноправия и социальной справедливости в юные умы стали вкладывать «любовь к Украине». Хотя одно другому не мешало. «...Когда социалисты говорят о равенстве, — писал Ленин, — они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей». Национально сознательные силы это как-то предпочитают забывать. Почему? Потому что это заставляет людей думать о равенстве всех наций. Интернационализм.

 

К чему это привело? Молодое украинское поколение почти не разбирается в механизме «наживания на них», зато получило осознание собственной исключительности по сравнению с другими народами мира. Люди, гордящиеся своей нацией, но не знающие основ трудовой и социальной деятельности. Таких людей намного легче обворовывать, чем читавших Маркса и Ленина. Им никто уже не рассказывал о равном положении людей в обществе, одинаковом отношении к средствам производства, равных условиях труда и активном участии в управлении общественными делами. Они считают, что коммунизм – это строй, обязательным условием существования которого является подчинение Москве, голодоморы и расстрелы героев УПА. Кто в это виноват? На мой взгляд, вина лежит полностью на плечах Леонида Даниловича Кучмы, допустившего в свое время огаличивание гуманитарного и одонечивание экономического секторов Украины. 

 

Леваки с их идеями борьбы за трудовой народ в эту картину не вписывались. В итоге мы получили олигархическую корпоративную систему экономики, в которой работают… почти национально сознательные люди. Пускай они кричат «Слава Украине!» на футбольных матчах и влюбляются в желто-голубые тризубы, но только не создают сильные профсоюзы и не борются за свои трудовые права. Олигархов такой «расклад» устраивает на все 100%. Вы можете мне возразить, мол-де, после последних событий в столице все изменится. Однако вспомните, с кем воевали люди на Майдане. По сути, с одним человеком и его семьей. Не для выпускания ли пара? Слышали ли вы из уст оппозиционеров и «повстанцев» фамилию Ахметов, Коломойский, Пинчук? Слышали ли вы о том, как пан Ярош говорит о национализации промышленности и экспроприации собственности олигархов? Задумайтесь, почему агрессия протестантов была направлена исключительно на одного человека. И почему к господину Новинскому, который обнаружился при штурме киевского офиса Партии Регионов 18 февраля, так быстро приехал господин Турчинов. Напомню, что люди, увидев "регионала", принялись громко свистеть и улюлюкать. Турчинов попросил этого не делать. "Еще один голос у нас есть, главное его не потерять!", - тогда сказал оппозиционер. Новинский при этом все время улыбался.

 

Левых обвиняли, что они не приняли участия в революции украинского народа за свержение бандитской власти. Но, по сути, ведь это была не революция. Посмотрите на тех, кто приходит сейчас к власти. Это все те же представители буржуазии – Туричнов, Кличко, Яценюк, Наливайченко. Социальная революция приводит к замене одного социально-экономического строя другим, а политическая – к смене политического режима. Ни того, ни другого мы не увидели. На апологетов нового политического режима могли бы претендовать ребята из «Правого сектора», но их к власти пока не пускают. Поэтому левые до сих пор не видят причин для участия в киевских событиях ноября 2013 – февраля 2014 года. Хотя многие из них неоднократно пытались продвинуть в протестующие массы идеи социалистического толка, однако украинцы были слишком заняты борьбой с бандитами. Мол, вначале расправимся с семьей, а потом уже будем думать, что там делать с экономикой и улучшением жизни. Что делать – до сих пор не знают. 

 

Когда украинцы слышат слово «коммунист» или «анархист», то у них рождается в голове такой набор стереотипов, что лично у меня волосы становятся дыбом. От бархатных знамен и Брежнева до грабящих направо и налево пьяных повстанцев Махно. Люди не понимают левых идей. Ведь в это нужно вникать. Как говорится, Ленина я не читал, но у меня деда НКВД репрессировало. Им приходится долго объяснять, что леваки выступают за общественное самоуправление, которое заменит государство и создаст основу для проявления разнообразных организаторских способностей личности. За автоматизацию и модернизацию производственных процессов, которые не лишат пролетариев их рабочих мест, а принесут облечение труда. Согласно социалистическому учению, как первому этапу построения коммунизма и анархизма, кто больше и лучше работает, тот больше и получает. Такой порядок создает личную материальную заинтересованность работника в том, чтобы совершенствовать свою квалификацию, развивать способности, активно участвовать в производстве, увеличивать количество и повышать качество выпускаемой продукции. Поскольку же человек в социалистическом обществе трудится не в одиночку, а обязательно в коллективе (на промышленном предприятии, в колхозе, совхозе и т. д.), мера его трудового вклада и соответственно мера удовлетворения его потребностей в значительной мере зависят от трудового вклада производственного коллектива в целом. И обо всем этом говорил еще Владимир Ильич Ленин более 100 лет назад.

 

Человек будущего, по мнению коммунистов и анархистов, это не потребитель, а высокоразвитая интеллектуальная и духовная личность. Специалист в своем деле, лишенный всяческих национальных, ксенофобных и классовых предрассудков. Не националист, а интернационалист. Что же касается КПУ…. Вы, знаете, глядя на эту организацию, порой хочется, чтобы коммунистическую идеологию все-таки объявили вне закона. Быть может, именно тогда ее будут придерживаться идейные люди, верящие в справедливое завтра и не вздыхающие об утраченном вчера. Для КПУ Ленин – это наше славное прошлое, для новых левых – это перспективное будущее. Компартия Украины – это позор, мало имеющий общего с коммунистической идеей. Это высохшая раковина улитки, некогда ползшей к вершине Фудзи, но теперь там поселились черви.

 

Сейчас время не для идей коммунистического толка. А об анархизме и говорить не приходится. Пока левые ассоциируются с КПУ, СПУ или ПСПУ (ярыми последователями СССР) украинцы будут максимально дистанцироваться от «красных» и «черных» идей. Но рано или поздно национально сознательное опьянение пройдет и «вышыванкы» уступят место борьбе за свои трудовые права. Вот тогда многие начнут читать Ленина, Маркса, Кропоткина, Делёза и понимать, насколько были правы те, кто ратует за социальное равенство и справедливость. Пока же, «новым левым» приходится вести свою борьбу малочисленными группами. Но как пел Юрий Шевчук, «пока горят поминальные свечи, ещё годы до темноты». И я верю, что красное пламя еще не погасло в коричневой темноте украинской реальности.

Write a comment

Comments: 0