Донбасский выбор: реваншизм или форматирование системы?

Знаете ли вы, как выглядит ранняя весна в Донбассе? В ней нет ничего красивого. Когда сходят снега, то по дорогам журчат и змеятся ручьи аспидного цвета. Талая вода вымывает породу терриконов, коей наши подневольные дорожники всю зиму посыпают разбитую проезжую часть. Вдоль обочин оттаивают тела умерших животных. Их еще осенью то ли не заметили, то ли поленились убрать коммунальные работники. Запах стоит запредельный. Тротуары превращаются в полосу препятствий из грязи, луж и потрескавшегося асфальта. Обычно такое никто не фотографирует (ну, кроме оппозиционно настроенных к местной власти журналистов). У фотографов весна в Донбассе – это цветочки, листочки, степные речушки и макроживность. К чему это я? Несмотря на то, что весенние месяцы вот-вот завершат свой сезонный век, «Русская весна» в нашем регионе дошла лишь до стадии оттепели. Как оказалась, она кардинально отличается от весны в Крыму. Все по-донбасски – с грязью, трупами и коммунальными авралами. И даже новоиспеченная машина агитпропа ДНР (старающаяся представить нынешние события красочно и пафосно) не выдерживает натиска реальности.

Почти месяц ничего не писал. События в Славянске, Краматорске, Мариуполе, Красноармейске и Донецке как-то не предрасполагали к анализу, выводам и прогнозам. Все менялось и продолжает меняться с неимоверной иррациональной последовательностью. Казалось бы, мы уже жители Донецкой Народной Республики, но законодательство продолжает действовать украинское. Или все-таки мы еще граждане единой Украины? Но тогда почему по нашим городам ведется артобстрел тризубознаменными и гибнет мирное население? Туманный статус Донецкой области заставляет задуматься над одним вопросом. Да-да, всего одним. Что с нами будет дальше? Пока «братская и могущественная страна» Россия не предложила нам помощи, то мне видится только два варианта. Первый - ополченцев «зачистят», исполкомы и УВД освободят и Донетчина вновь вернется в лоно «единой и неделимой». Второй вариант. Каким-то фантастическим образом донбасский люд воспрянет и изгонит со своей земли несущих «мир» и «добро» украинских военных. Вроде бы все просто, да не совсем. Поэтому мне, как обычному жителю Донбасса (не политику, не военному, не бизнесмену), хочется сделать несколько субъективных выводов и задать ряд вопросов, от которых зависит будущее близких мне людей. Ответа не жду.

 

Итак, первый сценарий. Парамилитари из Нацгвардии и наемники бнэй-йисраэль Коломойского разгоняют сепаратистов и устанавливают власть его сладости Петра Первого. И что же в итоге получает Украина? Она возвращает себе регионы, дающие почти 16 млрд. долларов экспорта товаров в год, но получает 6,5 миллионов не-украинских граждан. Давайте быть откровенными – три месяцев подъема регионального патриотизма (начавшего уже граничить с национализмом, русско-донбасским национализмом); появление в Донецкой и Луганской областях своего флага, гимна и мучеников; бомбежки украинскими военными городов и угрозы за сотрудничество с сепаратистами; игнорирование народного волеизъявления 11 мая; тотальная ложь столичных масс-медиа и искажение ими событий; не прекращающиеся обвинения правильных украинцев в том, что донбассовцы – «ватники», «колорады» и «быдло»; отсутствие в Верховной Раде более трети депутатов, представляющих Юго-Восток. Смогут ли все это забыть, простить и смириться жители Донбасса? Быть может. 

 

Конечно, жить мы будем в составе Украины, но украинцами больше никогда не будем. Люди, видевшие возле своего дома танки и солдат государства, которое хочет казаться благодетелем, перестают считать себя частью этого государства. Со временем история о людях, боровшихся за независимость Донецкой Народной Республики, начнет обрастать мифами, идеализируется, а Украина получит свою Северную Ирландию со своей IRA, если…. Если новая, строящая украинский рай на земле, власть не примет в кратчайшие сроки закон о местных референдумах, не проведет плебисцит по волнующим восточные области вопросам, не учтет высказанное мнение, не даст широкую автономию и не децентрализуется во всех сферах (налоговой, социальной, административной, правоохранительной и т.д.). Но даже тогда согласию между Западом и Востоком Украины не быть. Я уж не говорю о любви. Одно то, что Президентом Украины стал олигарх…. О! Тут вот мне задают вопрос – а почему это мы так не любим олигархов, с которыми мирились все эти годы? Ответ прост – пока они создавали видимость порядка и стабильности (ох уж это словцо), Донбасс терпел их. Как меньше зло, которое строит стадионы, возвращает в виде инвестиций отнятые у народа деньги в «социалку» и даже худо-бедно борется с туберкулезом. Но когда олигархи из купечества рвутся в аристократы, то тут уже чаша терпения переполняется донельзя. Так что выборы Президента Украины подтвердили самые худшие предположения жителей Донбасса. Майдан стоял не за справедливость, изменения в обществе и народ, а за пустые лозунги, смену политической элиты и олигархов. Результат на квадратное лицо.

 

Как гласит мудрость индейцев Дакоты: «Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой  лошади – слезь». Пора уже признать, что единой Украины нет. Не уговаривать себя, что еще есть надежда, не организовывать ритуальные митинги по ее оживлению, не нанимать специалистов по некроконям и не изменять критерии опознавания дохлых лошадей. Нужно слезть с трупа и найти живую лошадь, которая смогла бы нас с вами хоть куда-то довезти. Кстати, о почивших средствах передвижения. Тут вот меня постоянно спрашивают еще об одном: «Почему в Донбассе так мало людей, которые любят Украину и так много тех, кто любит СССР?». Отвечаю. Пускай советский тяжеловоз (помните оруэлловского Боксёра?) и отдал Богу душу почти четверть века тому назад, но он оставил после себя щедрое наследство, которым наши олиграхи-нувориши до сих пор успешно пользуются. Без советской лошадки не было бы самого Донбасса. Не было бы городов, дорог, жилья, систем водоснабжения, предприятий (рабочих мест), школ, больниц, парков и ДК.  Задумайтесь на минутку – это все (!) было построено в советское время. Здесь, в Донбассе. А что дала за 23 года нам Украина? Дайте-ка вспомнить хотя бы что-то построенное Украиной и не начатое еще в советское время. Так. Супермаркеты, рестораны, автомойки и бизнес-пристройки. Ну, пожалуй, особняком можно поставить церкви. Но это все частные капиталы, а государство? Ничего. Что я помню из своей жизни в Украине? Купоны, забастовки учителей, появление наркотиков, спаивание людей и дефицит продовольствия. Рэкет 90-х, передел собственности, закрытие крупных предприятий, появление на окраинах субпролетариата (более известного, как гопники). Далее, порезка на металлолом шахт и заводов, идущие торговать на рынок педагоги, обвал валюты, скупка предприятий олигархами, обнищание школ и больниц. Потом был, кажется, небольшой период чего-то вроде стабильности, а потом – Майдан, кризис за кризисом, взятки в вузах и госучреждениях, латентная и не очень украинизация, бюрократический произвол и милицейская безнаказанность. Вот и вопрос, какую же новую лошадь нам искать – красную или желто-голубую?

 

Пожалуй, оставим тему отправившихся гулять по елисейским полям животных, и рассмотрим перспективы второго варианта. Итак, новый глава державы, он же Большой Пэ, усиливает АТО на Востоке Украины, а в ответ получает народный подъем против своих действий. Люди идут массово записываться в ополчение, у которого неожиданно появляются клоны-полководцы «Стрелка» и объединенные силы ДНР и ЛНР начинают теснить врага по всем фронтам. Ополченцы закрывают границы и окончательно устанавливают в Донбассе свою власть. Харьков, Одесса и иже с ними регионы молчат. Россия продолжает ждать, так и не решаясь забрать две неокрепших республики под свое госпкорпоративное крыло. Вопрос – что дальше? Одни отказались, скрепя танки, а вторые не приняли Союз Народных Республик. Какое законодательство будет в новом гособразовании? Так и будут действовать народные депутаты, которым никто не давал мандат? Останется ли сгоряча составленная Конституция, за которую не голосовал народ? Какая будет валюта в новом Союзе? Как будет наполняться бюджет и каковы будут размеры социальных выплат? Откуда Донбасс будет брать сырье для своих предприятий и кому продавать свою продукцию? Где ДНР возьмет толковых, честных и компетентных менеджеров, чтобы управлять национализированными предприятиями? Как будет решен вопрос с трансфертным ценообразованием? Кто будет решать коммунальные проблемы городов и сел? Все это вопросы скорее не к руководству ДНР, на которое лично я особых надежд не возлагаю, а к тем донбассовцам, которые в будущем будут формировать новые советы – профессиональные, муниципальные и республиканские.

 

К ополчению ДНР у меня вопросов, в общем-то, нет. Законы войны – суровы. Тут свои правила, принципы и справедливость. ДНР показала, что худо-бедно стрелять ее представители умеют (порой, им это удается даже гораздо лучше украинской армии), но вот касаемо важнейшего вопроса для Донбасса, экономики, она так и не выработала ни механизма, ни плана, ни механизма реализации плана. Есть военные, а есть функционеры. И у войны существует также два фронта – военный и трудовой. И второй даже иногда важнее первого. Однако рабочие так до сих пор массово и не поддерживают ДНРовцев. Почему? Ответ – прост. Функционеры-сепаратисты не предложили трудовому Донбассу ничего толкового в сфере производства. Обновление предприятий угольной отрасли? Рынки сбыта химикам? Модернизация машиностроительной сферы с повышение конкурентноспособности продукции в оной? Создание свободной экономической зоны для торговли? Стабильность в регионе для партнеров, которым продают металл метзаводы? Я уже не говорю о социальных и трудовых вопросах, которые могут поднять коллективы предприятий – обеспечение безопасности труда, средства индивидуальной защиты, посменные графики работы, выплата регресса, вредности, пенсионные начисления. Где ДНР возьмет специалистов для решения этих вопросов? Привлечет все тех же, которые работают сейчас и поддерживают годами  коррупционно-откатные схемы? Приставят к каждому специалисту человека с автоматом, чтобы люди работали честно? Да почти каждый наш человек лелеет в душе свое маленькое буржуазное счастье, свое маленькое Межигорье. Ведь богатства Виктора Федоровича – это не что иное, как гиперпример того, о чем мечтает обычный обыватель и мещанин Донбасса.

 

Меня спрашивают – есть ли, на мой взгляд, у ДНР будущее? Я честно отвечаю, что идея сама по себе неплоха, но будущего у ДНР в том виде, в каком она существует сегодня – нет. Пока это не Донецкая Социалистическая Народная Республика об экономическом успехе национализации крупных предприятий не может быть и речи. Социальную, экономическую, налоговую, административную и законодательную основу Украины, используемую сегодня ДНР, нужно кардинально менять на новую, не либерально-капиталистическую, а, как минимум, социалистическую. Я не прошу, чтобы предприятия вот так сразу превратились в либертатные синдикаты и начали жить по заветам товарища Кропоткина. Но уже сегодня на производстве нужно что-то менять, ведь олигархи ведут свою агитационную войну на трудовом фронте, пока украинская армия давит ДНР на полях сражений. Увы, перед жителями Донбасса сегодня стал труднейший выбор – реваншизм или форматирование системы. Иными словами, либо присоединиться к нынешней попытке реанимировать старую Украину, в которой вместо одной Семьи будет править консолидированный клан украинского олигархата. Либо броситься с головой в омут «новороссийской» неизвестности, попытавшись в горячке Гражданской войны родить новую экономическую политику. В любом случае хорошо Донбассу не будет. Не будет стабильности, социального комфорта и «все, как прежде». Так что же выберем?

Write a comment

Comments: 11
  • #1

    guest (Thursday, 29 May 2014 16:43)

    А может быть все-таки будет хорошо? Ведь есть хорошие специалисты в области экономики (я считаю это самым важным на данный момент), да и других тоже, которые могут что-то изменить, наладить или построить заново. Людям нужен руководитель. Конечно, все всегда воровали и будут воровать, не без этого, но хотя бы в пределах разумного. Я, например, готова работать и сверхурочно, и без выходных, делать всё, что в моих силах, если буду знать, что это не зря, что потом будет лучше и что-то изменится. Таких людей много, давно уже привыкших жить в кризисе (по всей видимости постоянном явлении в этой стране) и без денег, но нужно знать, ради чего всё это. Люди способны на многое, когда у них есть надежда.

  • #2

    Егор Воронов (Thursday, 29 May 2014 17:51)

    Хорошие специалисты есть, но есть ли среди них честные? Большинство из них выросло во время, когда важнее свое, а не общее. И лидеры.... это вопрос. Хотя можно и без лидеров, но это вариант не для нашего общества пока. В остальном сложно с Вами не согласиться.

  • #3

    Alyk (Sunday, 01 June 2014 08:59)

    Примите слова поддержки из Киева. Война со своими не могла присниться даже в самом страшном сне еще полгода назад. Подозреваю, что люди интуитивно отвергают войну. Поэтому не поддерживают ополчение, а не от того, что просчитывают экономические аспекты будущего обустройства вашего региона.

    После возврата в лоно Едыной про хорошо не может быть и речи. Вы хоть пытаетесь с Коня соскочить - а у нас тут привязываются к нему крепко накрепко - отважные ребята ;)

  • #4

    Гипотоник (Tuesday, 03 June 2014 11:29)

    «Почему в Донбассе так мало людей, которые любят Украину и так много тех, кто любит СССР?»
    В прошлом году, после путешествия по Западной Украине, у меня постоянно возникали подобные вопросы и попытки понять, почему у жителей разных берегов такое разное отношение к советскому прошлому? Выводы были аналогичны , ведь многое, чем гордятся, пользуются, просто любуются местные жители - это культурное наследие, оставленное во время существования в составе стран Европы (Австро-Венгрии, Польши). И когда пришли "Советы" (кстати, на украинском языке в этих регионах многие произносят это понятие именно с такой транскрипцией, не используя перевод "радянська влада"), и, в лучшем случае, в соборах разместили книгохранилища, в зАмках - автомобильные склады, в центре исторической застройки с соответствующей архитектурой - админздания в стиле конструктивизма, то становится понятным, какие эмоции возникали у обычных граждан. Из этого прошлого в том числе и тянется полярность взглядов о будущем современной пока еще Украины. Этими же рычагами пользуются для разжигания внутринациональной вражды. Но, поверьте, нормальные мыслящие люди Западной Украины вряд ли хотят нашей смерти, и я не верю в то, что они согласны с теми лозунгами, которые у всех на слуху "благодаря" СМИ.
    П.С. Егор, поздравляю с первым месяцем сайта, который является одним из немногих интернет-пространств города, где читаешь и задаешь себе вопросы, а не спрашиваешь у авторов, где они научились делать столько смысловых и грамматических ошибок; начинаешь думать, анализировать, а не просматривать по диагонали и забывать. Спасибо за качественный, содержательный материал.

  • #5

    Егор Воронов (Tuesday, 03 June 2014 12:52)

    Гипотоник, спасибо и Вам за посещение.
    По сути комментария. Я вообщем-то и не говорю, что для Западной Украины - СССР было благом. Поэтому я и говорил постоянно, что Украина - не едина. У каждого свои герои, история и понятие Украины. Нужно с этим было просто давно смириться.

  • #6

    Гипотоник (Tuesday, 03 June 2014 13:22)

    Егор, это не в качестве контраргумента, просто мысли вслух в продолжение темы.

  • #7

    Егор Воронов (Tuesday, 03 June 2014 13:55)

    Гипотоник, на мой взгляд, это скорее контраргумент, который всегда нужно учитывать и помнить о нем) В любом случае, спасибо за мысли вслух)

  • #8

    Nemo (Thursday, 03 July 2014 09:00)

    "но получает 6,5 миллионов не-украинских граждан"
    Егор, ты грешишь тем же, в чем обвиняешь других.
    Я тоже из Донбасса. И знаю хорошо не только реалии Донецкой, но и Луганской области (половину своих лет жил в одной, потом в другой области). Есть друзья и родственники и там, и там.
    А еще есть очень много знакомых (близких и далеких), которые АБСОЛЮТНО не поддерживают идеи лугандона.
    Так что твои "6,5 миллионов не-украинских граждан" несколько не соответствуют действительности.
    PS Егор, ты когда-нибудь бывал в Славяносербском районе Луганщины? Или Марковском?

  • #9

    Nemo (Thursday, 03 July 2014 09:05)

    "Конечно, жить мы будем в составе Украины, но украинцами больше никогда не будем. Люди, видевшие возле своего дома танки и солдат государства, которое хочет казаться благодетелем, перестают считать себя частью этого государства."
    Отлично сказано! Вот только донбассовцы до сих пор чаще видели возле своего дома московские танки, московских наемников, вооруженных московским же оружием. Или их нет, и это выдумка украинских СМИ?

  • #10

    Егор Воронов (Thursday, 03 July 2014 19:28)

    Эти танки и наемники, как ни странно, по домам донбассовцев не стреляли...

  • #11

    Nemo (Friday, 04 July 2014 08:31)

    Ты уверен?
    А почему я от славянцев слышу обратное?
    И от жителей Антрацита тоже?